Ну вот и закончились традиционные новогодние споры между православными насчет «праздновать или не праздновать». Вроде бы в очередной раз сошлись на том, что попраздновать можно, но — без фанатизма. Детям — ёлка с подарками, взрослым — скромный стол с постными продуктами, и новогодний молебен в храме. Деда Мороза терпим, поскольку он — законспирированный Санта-Клаус, который на самом деле — Николай Чудотворец. «Новогодний огонек» по телевизору не смотрим, ибо достало. Ну, и конечно — бокал хорошего вина. Под бой курантов. С пожеланиями друг другу всего самого наилучшего.

Такая вот программа-минимум новогоднего компромисса между Рождественским постом и советской традицией. В принципе, я и сам всегда относился к Новому Году примерно так же. И поэтому, знаю не понаслышке, что в реальном исполнении эта программа у многих отнюдь не ограничится парой бокалов шампанского. Под селедку с ее шубой и под соленые грузди с огурчиками и салатиками из печени трески очень уж хорошо идут напитки покрепче. Поэтому на практике этот компромисс может еще более расшириться, включив в себя помимо хорошего вина еще и хороший коньяк и не менее хорошую водку. Разумеется, немного: рюмку-другую. Ну, в крайнем случае, третью. А там уж как получится… Ведь Новый Год же! Праздник долгожданный! А уж ежели друзья пришли в гости или сам оказался в гостях за праздничным столом, то и подавно забудешь о всяких там компромиссах. Во всяком случае, у меня все происходило именно так на протяжении многих лет.

Новогодний компромисс: праздновать или не праздновать во время поста?

А нынче вот, подумалось что-то… Принято считать, что когда друзья встречаются на праздник и отмечают это дело чем-нибудь горячительным, то главное — встреча, праздник. А водка-коньяк это так… для аранжировки, можно сказать. Аккомпанемент.

Только, сдается мне (после более чем трех десятилетий уверенного пользования этими напитками), что все обстоит ровно наоборот: любая дружеская посиделка для людей пьющих — это всего лишь некий благовидный предлог для главного действа — встречи с алкоголем.

А поздравления, задушевные разговоры, воспоминания, песни под гитару да и само все это новогоднее празднество… это все как раз и есть — аранжировка для возлияния, орнамент, призванный благовидно закамуфлировать основной мотив собравшихся — опрокинуть очередную рюмочку под изысканный тост.

Никого не переубеждаю, ни-ни. По себе знаю — бесполезное занятие. В этом деле пока жареный петух не шандарахнет как следует, никакие слова не доходят, даже куда более сильные. Посему, просто — мысли вслух. Для тех, кто уже закупил к Новому году крепкий алкоголь или собирается это сделать.

Всех остальных прошу извинить меня за то, что отвлек вас от праздничных приготовлений своими невеселыми рассуждениями (которые, слава Богу, для вас непонятны и странны). Где оскудевает Spiritus sancti, там берет верх Spiritus vini, увы.

Такова, на мой взгляд, подлинная суть компромисса между христианским постом и новогодним возлиянием. Подлинная встреча друзей, подлинный праздник, настоящие радость и веселье возможны лишь в Духе Божьем. Где Он присутствует, там серьезный алкогольный допинг уже, в общем-то, и не нужен. А там, где Его нет, у людей нет ни праздника, ни радости, ни встречи, сколько бы водки-коньяка не было выпито за праздничным столом. И я от всей души желаю всем нам такого новогоднего торжества, за которым мы могли бы искренне обратиться друг к другу не только с традиционным поздравлением, но и с древним христианским приветствием «Христос посреди нас!» Это и будет — самый правильный компромисс на Новый Год.

Читайте также:

Без линейки, или О грехах больших и малых
Как пьяница-поп души спасал. История от митрополита Антония Сурожского

12
0
Сохранить
Поделиться: