Фото: Mila/lifeisphoto.ru

Некоторые боятся идти в храм после карантина. Это оправданный страх? — мнение священника

Протоиерей Сергий Тишкун

Протоиерей Сергий Тишкун, исполняющий обязанности настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском

Сначала поясню: если кто-то заметил, что сейчас в его храме стало меньше людей на службах, не стоит связывать это исключительно с чрезвычайными обстоятельствами этого года. Летом в храме всегда меньше народу. Объективно судить о количестве людей в храме можно будет лишь осенью, начиная с Покрова Пресвятой Богородицы. Сейчас многие прихожане просто в отъезде: на море или на даче.

Ну а если человек никуда не уехал, но в храм идти не решается? По моим наблюдениям, причины здесь могут быть следующие:

Первое — неоправданный страх быть в обществе людей, психологический барьер.

Эти люди без реальных причин боятся не только похода в храм, но и в целом любого скопления людей — к примеру, избегают поездок на метро.

Да, страх заразиться справедливо продолжает пребывать среди нас. Многие видели, как болеют их родственники или знакомые — они знают, как это тяжело и страшно. Но священноначалие приняло меры, которые были и остаются актуальными, адекватными и действенными. Эти меры не отменялись. Соблюдение этих мер, а не полный отказ куда-то ходить — и есть адекватная реакция на оправданный страх.

А что же делать со страхом неоправданным, парализующим человека? Рецепт борьбы с таким страхом мы можем почерпнуть у старца Паисия Святогорца. Он очень боялся кладбища. Пока он не вырыл могилу и не провел в ней ночь, у него этот страх не прошел. Нам надо следовать его примеру — идти упорно на страх, не поддаваться, не слушать его и делать то, что ты боишься.

Повторюсь, это не значит, что вам нужно перестать слушать инстинктивный, естественный страх и бороться с ним. Этот совет касается страха нерационального, панического, надуманного. Представьте, что вы врач и вы боитесь крови, или священник, который боится покойников. В этих случаях страх придется преодолеть, оперируя или отпевая — участвуя в том, чего вы боитесь.

Недавно ко мне на исповедь и причастие пришел человек, который был в храме впервые после карантина. Он надел респиратор, перчатки и боялся причаститься. Когда я напомнил ему пример старца Паисия и он все же причастился — каким радостным был этот человек! Он весь светился от счастья! Так что надо себя поначалу заставить, переломить — потом будет легче.

Второе — реальные проблемы со здоровьем.

Продолжающийся режим самоизоляции таких людей — не собственная прихоть, а рекомендации врача. Когда человек слышит слова «если ты заразишься, у тебя будут проблемы с почками», даже имея некоторую смелость, он все равно останется дома.

Тут применимы те советы, которые давало священноначалие в начале пандемии: слушать рекомендации врача и в случае необходимости вызвать священника на дом. Если врач сказал человеку сидеть дома, не уверен, что священник имеет право сказать: «Не слушай доктора, иди в храм».

Придется смириться, посидеть дома и вспомнить опыт пустынников, которые годами оставались без причастия. Будьте со Христом в молитве. Пусть будет некая печаль в вашем сердце, что в воскресный день вы не можете причаститься, но воспринимайте это как свой аскетический подвиг, смиренное послушание и ни в коем случае не поддавайтесь унынию.

Третье — обостренное чувство брезгливости.

Есть люди, которые и до пандемии брезгали общим Причастием — они не хотели подходить к чаше, если перед ними стоял человек неопрятного вида. Теперь этот барьер стал у них еще больше. К таким людям нужен отдельный подход и беседа с духовником.

Четвертое — те, кто вообще не верит в коронавирус.

Эти люди, увидев священника в маске или протирание лжицы, перестали приходить в наш храм и ищут «истинно православные» храмы, где сохранился прежний уклад и игнорируются благословлённые священноначалием меры.

Эти люди отличаются непослушанием. Им не обязательно нужен коронавирус, чтобы найти повод воевать с Церковью и отстаивать свои взгляды — они никогда не слушают священника, но хотят, чтобы согласились с их мнением. Не услышать, а навязать — их цель. Не уверен, что этим людям можно помочь, пока они сами этого не захотят.

Подготовила Анастасия Бавинова

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (27 голосов, средняя: 4,74 из 5)
Загрузка...
Поделиться:

Ответ для Денис ×

  • Наталия
    Наталия 1 месяц назадОтветить

    А то, что есть такие "храмы, где сохранился прежний уклад и игнорируются благословлённые священноначалием меры" и ковид-диссидентам есть куда идти - это нормально? Допустимо ли в этом случае разномыслие? Для меня это вопрос не праздный - больной, ответьте, пожалуйста. Спаси, Господи.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков 1 месяц назадОтветить

      Да, есть. Несколько массовых случаях болезни, когда заболевали почти все служащие в храме или монастыре, случались часто как раз там. Не всегда, конечно. Коронавирусом многие болели и заболевают. Среди моих родственников тяжело переболело трое, и ещё двое скончались; на работе и в ближнем круге личных знакомых из духовенства, прихожан, коллег, друзей тоже были заболевшие, один умерший. Так что не хочу сказать, что рисковали только "диссиденты". Равно и не утверждаю, что не было спекуляций и политики вокруг болезни. Но сама болезнь есть, и это серьёзная штука.

      Если Вы хотите получить ответ именно от священника, духовника, то советую отправить ответ в наш проект Вопрос священнику. Со своей стороны могу лишь как редактор, мирянин сказать личное мнение. Оно осталось прежним. Во многих странах православные храмы были заперты. Жёстко. На хамок и без возможности совершать богослужения. У нас священноначалие смогло убедить власти не делать такого. И нарушители "мер", по идее, должны особо молиться и помнить: если б руководство Церкви приняло полностью требования руководства и медицинского сообщества, то они не смогли бы так служить.

      На этом фоне, мне странно слышать разговоры о гонениях. Гонения -- это когда накануне Великой отечественной открытыми в РСФСР оставалось от силы сто храмов на всю огромную страну, а на свободе -- трое или четверо архиереев. Мы даже представить себе не можем такого. Как я отношусь к выбору приходов? С пониманием того, что никто полностью не отнял свободу, но это предполагает и особую ответственность. В чем вижу главную ответственность и за что более всего тревожился и тревожусь? За возможность взаимного осуждения. Когда те, кто проявил послушание властям (и светским, и церковным, чего требовали ещё святые апостолы, кстати!) начинают с ожесточением обвинять пришедших в храмы, несмотря на запреты, в том, что те злонамеренно хотели заразить батюшек, совершали это назло Церкви и так далее. И прямо наоборот: когда нарушители с непонятной гордостью, огульно обвиняют оставшихся дома в трусости и неверии.

      Мне кажется, самое важное -- понять, что самое худшее, что может нам принести ситуация -- это и есть дух раскола и осуждения. Особенно в среде мирян, которым Господь прямо сказал: "Не судите".

      Очень важным уроком для меня при этом стало то, что церковные люди слабо знают историю своей Церкви. Отсюда категоричные утверждения, будто "никогда ничего такого не было в Церкви". Пришло осознание, насколько давно мы живём в сравнтельно благополучной ситуации с особо опасными эпидемиями, и в итоге, этот аспект церковной жизни только сейчас, по ходу событий, начал изучаться. Надо заниматься и этой темой, и вопросом отношения Церкви и медицины. Пока можно лишь сказать, что те, кто утверждают, будто священноначалие сделало нечто немыслимое для истории Русской церкви, точно неправы. Несколько публикаций с доказательствами и документами мы сделали; дальше надо чтобы занимались профессиональные историки. Но вопрос стал неожиданно больным и важным.

      Но повторяю: главное -- не поддаться соблазну осуждения и не нарушить "новую заповедь" Христа апостолам и всему церковному народу: "Да любите друг друга. По тому узнают люди, что вы Мои ученики, что будете иметь любовь между собою". Остальное Господь поможет исправить и исцелить.

  • Василий
    Василий 1 месяц назадОтветить

    В первую очередь, надо относиться друг к другу с уважением, и соблюдать установленные нормы самоизоляции, если есть такая возможность. В какой-то мере, затянувшаяся история с коронавирусом - это тест для нас, верующих (или называющих себя таковыми) на нашу веру, на то, готовы ли мы ставить добродетель послушания выше своего "я хочу", готовы ли мы переступить себя и, не сомневаясь ни капли в Божественной силе, принимать Святое Причастие, готовы ли мы, например, прийти на службу в будний день (если у нас есть такая возможность), но Принять в себя Святые Тайны, вместо воскресного дня, когда в храме народа значительно больше и червь сомнений гложет нас, предлагая отложить принятие Причастия на "потом"...
    Но, конечно, если есть какие-то сомнения или тревоги - просто необходимо поговорить со священником, еще лучше - с духовником, чтобы понимать, что у верующего человека всегда будет поддержка, даже если временно связь с общиной потеряна.

  • Денис
    Денис 1 месяц назадОтветить

    Храмы - это закрытые помещения обычно с оставляющей желать лучшего вентиляцией, где служба длится более часа. В маске и перчатках так стоять тяжело, а без них велик риск заразить себя и других. Следовательно разумно либо действовать по алгоритму вроде пришёл-исповедовался-ушёл, либо посещать храм во внеслужебное время.

  • Наталья
    Наталья 1 месяц назадОтветить

    Вы что к людям привязались?
    У меня, например, нога болит. Я вчера у врача была.

Загрузить ещё