Вопрос читателя: 

Здравствуйте, батюшка. В садике у моей дочки в течение всего года проводятся конкурсы поделок к разным праздникам, творческие конкурсы. Начинание прекрасное, ребенок вместе с родителями участвует в жизни садика. К сожалению, только 6-10 родителей из группы могут уделять время поделкам для конкурсов. Для участия в творческих конкурсах воспитатели выбирают самых способных детей. И награждение победителей вместе с родителями проводится на общих утренниках. 10 детей счастливы, остальные расстраиваются и обижаются на родителей. Я объяснила воспитателю, что наша семья с работающей одинокой мамой и двумя бабушками 80 и 100 лет не может делать поделки для садика. Спрашивала, можно ли проводить награждения не при всей группе, ведь дети расстраиваются. Ответ от уважаемой и любимой мною воспитательницы меня испугал. Она объяснила, что сейчас даже в подготовительных группах детям не говорят, что победила дружба, а выбирают победителей. То есть ребенок, у которого работает папа, а мама делает поделки, уже имеет больше шансов победить. А остальные просто мало стараются. Я понимаю, в каком мире в какое время мы живем. Мой вопрос: видя, что в детях взращивают зависть, молчать и объяснять своему ребенку, что это неправильно или попытаться изменить эту ситуацию?

Заранее благодарю за ответ, Наталия.

Андрей ЕФАНОВ

протоиерей

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 

Добрый день! Дорогая Наталья, я думаю, что это очень хорошая ситуация для воспитания Вашей девочки. Смотрите, это неплохая возможность научить Вашу девочку уметь принимать вещи такими, каковы они есть в реальности.

Есть два варианта конкурсов – поделки детей и родителей и поделки детские. Если у вас в садике проводится первый конкурс – что же поделать, не соответствуете вы условиям этого конкурса. И это не о том, что ваша семья хуже или лучше кого-то, просто в любом конкурсе есть начальные условия, которым надо соответствовать, и если человек не соответствует – он не участвует. Таких конкурсов в жизни Вашей девочки будет много: взять хоть экзамены в вуз (достаточно баллов или нет), хоть собеседование при приеме на работу (есть соответствующий диплом, сертификаты, опыт работы, возраст и пр.), да даже научные конференции есть такие, участие в которых предполагает денежный взнос, и если не можешь заплатить – то не участвуешь. Надо уметь видеть начальные условия и спокойно воспринимать, что организаторы конкурса имеют право задать свои условия, Ваше личное дело – стараться им соответствовать или нет.

Зато, в конце концов, есть масса других конкурсов, в которых можно поучаствовать. И вообще, свет клином на этих поделках не сошелся, а дома настоящее богатство – бабушке 80 и – вот это да! – целых 100 лет! Это вообще у кого еще такая бабуля есть?

Если речь о конкурсе детских поделок, то тут вообще проблем нет! Купите (по возможности) все материалы дочке, насколько можете, покажите ей, как с ними управляться или (если только Вы уже используете интернет) как найти в сети ролики о поделках из таких-то материалов. Все! Дальше пусть делает сама в свое удовольствие, получая радость от творческого процесса. Тут главное – именно чтобы человек был счастлив в процессе и научился что-то делать руками, а еще – чтобы она сама училась оценивать свой результат, не чужой внешней похвалы ждала, а сама понимала: вот тут я хорошо сделала, тут – поленилась и наляпала абы как (почему? потому что не получилось или потому что это ей было неважно и неинтересно?), а тут очень старалась, но пока (!) эту вот технику работы я не освоила, в другой раз, подрасту – и смогу, потренируюсь – и смогу. Это главное! И на будущее это избавит девочку Вашу от зависимости от чужого мнения, она будет просто твердо на ногах стоять, понимая, чего на самом деле стоят ее время, усилия и конечный продукт.

А уж кого там наградят – это дело воспитателей. Если в группе четко ясно, кто делал сам, а кто с родителями, проведите вы альтернативный конкурс поделок тех, кто делал без родителей. Пусть дети покажут друг другу поделки, каждый расскажет о своей своих друзьям, а те ему – о своих. И пусть дети сами договорятся, какую они считают лучшей. Лучших может быть несколько: вот тут идея хорошая, тут – исполнение, тут – по цвету удачно, а тут – материалы небанальные выбраны. Это же все о детской инициативе и самостоятельности, вот и пусть учатся. Ну так. не то что прямо объявлять: вот у нас конкурс свой! А спокойно собраться и пусть посмотрят те, которые делали все сами. И пусть спокойно осмотрят поделки других, которые с родителями были, и тоже назовут, что где нравится, что кажется удачным, чему бы хотелось научиться. Без градаций, чья лучше, без этого вот невроза – аааа! кто первый? А просто – что нравится и почему. Я думаю, что это самое здоровое отношение, которое может быть к любому результату труда. Можете даже сперва Вы вдвоем с дочкой пройтись и посмотреть поделки, так вот их обсудить. Если хочет – пусть потом дома сама сделает то, что понравилось, нет – так и не надо. Хочет – можно с подружкой или другом... Только без стремления занять первое место, а просто – надо сделать качественно, потому что мне самой от этого радостно. И культивируйте именно такое отношение к труду. Так и спокойнее будет, и лучше.

Храни Бог Вас, Вашу девочку и бабушек!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
2
0
Сохранить
Поделиться: