Был в древней Руси чиновник Никита, который предавался обычным для его сословия грехам: взяточничеству, вымогательству, презрению к страждущим. А потом получил знак свыше, был потрясен им — и сознание его полностью перевернулось. Он раскаялся, понял, что дальше так жить нельзя, оставил доходную должность и ушел в монастырь, где стал подвижником, носил железные вериги.

Словом, никогда не поздно измениться. И думается, пример Никиты помог стать лучше многим его современникам. Ведь его стали почитать святым и чудотворцем ещё при жизни!

Однако, не все поверили в то, что богатый человек может добровольно отречься от своего богатства. Его навестили старые знакомые (по одной версии — бывшие коллеги, по другой — родственники). Они решили что цепи, которые носил Никита, не железные, а серебряные. В результате Никиту ограбили и убили. Но Господь соделал его Своим святым – и он продолжает помогать христианам даже и теперь, спустя века после своей гибели.

Об этом я прочитал на сайте «Фомы», где Владимир Гурболиков дал житие Преподобного в вольном пересказе. И я не сомневаюсь, что святой Никита избрал для себя правильный путь. Тем более, что этот путь ему указал Бог.

Но вот, что не даёт мне покоя. Для того, чтобы стать на путь святости, Никите пришлось оставить свой пост. Прекратить прежнее дело (в котором он грешил). И, что же? Что дальше? За кем осталась его «социальная ниша»? Кто пришёл на его место? Не меньшие грешники? Которые продолжили вымогать и разорять?.. Как-то мало верится мне, что после покаяния Никиты изменились его наследники. И даже более: возникает серьезный вопрос: а возможно ли быть чиновником – и спастись? Тем более, стать прославленным святым?

Ещё одно замечание.

В наше время некоторые противники Церкви могут даже обрадоваться тому, когда чиновник, ставший христианином, из убеждений и по зову сердца уходит в отставку. И не исключено, что они будут вдохновенно призывать кого-то следовать такому примеру.

Мы ведь нередко слышим от представителей современного пост-христианского мира: «Уйдите с глаз долой!», «сидите в своем гетто и не высовывайтесь!», «вас не должно быть среди ученых, потому что Церковь — против науки», «вас не должно быть среди богатых, так как, по вашему учению, им невозможно спастись»…

«Вас» не должно быть среди чиновников.

«Вас» не должно быть в армии…

И так далее.

А мы как? Мы собираемся уходить?

Христос  призвал своих учеников крестить и учить все народы (Мф. 28:19). Тот же Никита Столпник на мир влиял, так как стал известен, о нем говорило и к нему ходило множество людей. И в его житии приводятся слова пророка Исайи, которые фактически призывают к социальной активности: «ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову».

При этом надо понимать, что путь святого Никиты — не для всех христиан. Церковь не будет запрещать своим людям занимать государственные посты.

Но вопрос все же остается. Может ли человек занимать ответственный государственный пост и оставаться примерным христианином? На какой пример опираться христианам, которые решили стать чиновниками? Есть ли среди прославленных святых такие люди?

В Евангелие мытари (сборщики налогов во времена Иисуса Христа) спрашивают Иоанна Крестителя, что им делать. Он им отвечает «ничего не требуете более определенного вам» (Лк. 3:12-13). Но последовал ли кто-нибудь из его слушателей данному совету? В Евангелие этот вопрос остается открытым…

Фото на заставке: flickr.com, Francis Mariani

5
0
Сохранить
Поделиться: