Масленица в 2018 году: 11-18 февраля

Что такое Масленица? Первое, что приходит на ум, — конечно, блины! Горячие, румяные, ажурные. Но у этого праздника есть и другой смысл. Православные христиане называют семь дней Масленицы Сырной, или Мясопустной, седмицей. Это неделя перед Великим постом, когда верующие готовят свое тело и дух к долгому и непростому пути к Пасхе.

Подробнее

Масленица по дням недели

У каждого дня Масленицы есть свое особенное название, традиции и правила: церковные и народные. Почти все обычаи, о которых мы расскажем ниже, языческие, они существовали задолго до того, как Русь стала православной страной. Сырная седмица делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — это понедельник, вторник и среда. Широкая Масленица — четверг, пятница, суббота и воскресенье.

  • 12.02.2018Понедельник — Встреча

    Понедельник открывает Узкую Масленицу. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами шли в гости к сватам. Договаривались о времени и месте гуляний. Заканчивали строить снежные города, качели, балаганы. В понедельник начинали печь блины. Первый блин дарили бедным соседям, чтобы те помянули усопших. Из соломы или старой одежды мастерили чучело Масленицы, возили его по улицам на санях.

  • 13.02.2018Вторник — Заигрыши

    В этот день проходили смотрины невест. Родителям надо было успеть сосватать молодых до начала Великого поста, ведь венчаться в пост Церковь не разрешает. Если все складывалось удачно, то сразу после Пасхи, на Красную горку, игралась свадьба. Поэтому во вторник Сырной седмицы парни и девушки знакомились, вместе катались с горок, приходили друг к другу на блины.

  • 14.02.2018Среда — Лакомки

    В среду зять приходил к теще на блины и приводил с собой других гостей. Теща пристально наблюдала, как зять ведет себя за столом. В народе говорили, что если мужчина выбирает блины с соленой начинкой, значит он упрямый и с непростым характером. А если сладкие, то и с женой будет мягким и ласковым. Вообще в этот день было принято есть блинов, сколько душа пожелает.

  • 15.02.2018Четверг — Разгуляй

    Четверг — день начала Широкой Масленицы. Хозяйственные работы прекращались, начинались гулянья. Развлечения были самые разные: катались на санях и санках, устраивали кулачные бои и битвы за снежные города, пели колядки, жгли ритуальные костры и прыгали через огонь.

  • 16.02.2018Пятница — Тещины вечерки

    В этот день теща приходила в гости к зятю с ответным визитом, причем брала с собой компанию подруг. Дочь пекла блины для мужа и гостей.

  • 17.02.2018Суббота — Золовкины посиделки

    Молодые невестки приглашали в гости золовок и других родственников мужа. Интересно, что если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, а если замужем, то в гости приходила замужняя родня. Невестка должна была непременно вручить золовке какой-то подарок.

  • 18.02.2018Воскресенье — Проводы Масленицы

    Проводы Масленицы, или Прощеное воскресенье, — главный день Сырной седмицы, заговенье перед началом Великого поста. В храмах совершался чин прощения, священнослужители и миряне просили прощения друг у друга за все обиды прошедшего года. Вечером поминали усопших, ходили на кладбище. Сжигали чучело Масленицы, а пепел развеивали по полям, чтобы год выдался продородным. К месту сжигания чучело везли на санях, запряженных лошадьми, это называлось масленичный поезд. В некоторых местностях проводили похороны Масленицы, это была пародия на церковную похоронную процессию. В первую неделю Великого поста, чаще всего в Чистый понедельник, проводили тужилки по Масленице, горевали, что веселая и разгульная неделя прошла. Ели постные блины с конопляным или подсолнечным маслом.

Стихи и песни о Масленице

  • Встреча Масленицы

    Здравствуй, Масленица годовая,

    Наша гостьюшка дорогая!

    Приезжай к нам на конях вороных,

    Да на саночках скорых расписных.

    Чтобы слуги в санках были молодые,

    Нам подарочки везли бы дорогие:

    И блины, и оладьи, и калачи,

    К нам в печку да в окошко их мечи!

    Душа ль ты моя, Масленица,

    Перепелиные косточки,

    Бумажное твое тельце,

    Сахарные твои уста,

    Сладкая твоя речь!

    Приезжай к нам в гости на широк двор,

    На горах покататься, в блинах поваляться,

    Сердцем натешиться!

    Выходи, люд, на великий чуд,

    Встречай Масленицу, ее к нам ведут!

  • Масленичные заигрыши

    Колокольца тройки бьются бойко,

    Рвутся звонко в небо голоса,

    Мчится птицей вороная тройка -

    Славной русской удали краса!

    То не лес, не трава расстилается -

    То народ на праздник собирается!

    Стала площадь лицом рябоватая -

    Русь - Земля-то людьми богатая!

    И в плечах, и в руках у них силища,

    Будут нынче народные игрища!

    То не лес, не трава расстилается,

    Праздник Масленицы начинается!

  • Лакомка

    Масленица, Масленица, блинов попеканщица!

    С грибами, с яйцом, с рыбкой атласной,

    С икрой, с припеком, с ягодкой красной!

    Пришла раненько! Встретим мы тебя хорошенько:

    Матушку-зиму отпраздновать нужно,

    И проводить, как положено дружно!

    Сыром, маслом и блином, и румяным пирогом!

    Чтобы речи были не напрасленицей,

    Будет зиму провожать Масленица!

  • Тещины вечерки

    У хорошей тещи, знамо, зять не тощий!

    Его кормят пирогами и сметанкою с блинами,

    Зять когда приходит в гости,

    В нем позвякивают кости, а когда идет домой -

    Не пройдет в проем дверной!

    Съест корзинку пирогов, да с три короба блинов!

    Щи, борщи и калачи - теща, все на стол мечи!

  • Золовкины посиделки

    Мы избу беленую чисто подметем,

    Ой тоску зеленую мы не пустим в дом!

    Холод да метелицу прочь прогоним мы,

    Встретим мы с весельицем проводы зимы!

    Собрались подруженьки лета да весны,

    Заварили чаю, напекли блины,

    Будем зиму лютую песней провожать,

    А весну горячую звать да закликать,

    Будем лето красное следом поджидать!

Стихи и песни о Масленице

Что такое Масленица

Что такое Масленица

Масленица — народное название недели перед Великим постом. Церковное название — Сырная седмица (неделя). Или: Мясопуст, Мясопустная седмица.

Изначально Масленица была языческим празднованием перехода от зимы к весне, но после приняти христианства на Руси народная и церковная традиции перемешались, проросли друг в друга.

Происхождение названия «Масленица» гастрономическое — от слова «масло». В этот период верующим можно употреблять в пищу сливочное масло, рыбу и молочные продукты. А мясо — уже нельзя.

Есть версия, что традицию особо выделять неделю перед постом ввел император Ираклий. Он правил в Византии в первой половине VII века. На исходе тяжелой войны с персидским царем Хозроем Ираклий дал обет не есть мясо в последнюю неделю перед Великим постом. Он сдержал обет — и победил в войне. После этого традиция вошла в церковный устав.

 

Масленица в русской литературе

Масленица

Иван Шмелев. «Лето Господне»

«Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость».

 

«Масленица… Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны – вызывает оно во мне; пылающие свечи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую, снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи…»

Антон Чехов

«Если у нас до сих пор и нет научных работ относительно блинов, то это объясняется просто тем, что есть блины гораздо легче, чем ломать мозги над ними».

Александр Куприн

«Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как горячее всесогревающее солнце… Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных и здоровых детей». 

Александр Пушкин

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на Масленице жирной

Водились русские блины. 


Петр Вяземский

Скоро Масленицы бойкой

Закипит широкий пир,

И блинами и настойкой

Закутит крещеный мир.

 

Картина Бориса Кустодиева "Масленица"

Масленица Бориса Кустодиева

«Масленица» — картина Бориса Михайловича Кустодиева, на которой изображен масленичный карнавал. Кустодиев писал ее в 1916 году, будучи тяжело больным — художник был прикован к инвалидному креслу. В противопоставление своей болезни, он создал удивительно яркое, многоцветное и праздничное полотно. По цветовому и композиционному построению картина, написанная маслом в стиле модерн, перекликается с лубочными народными картинками.

В лучах предзакатного солнца разворачивается народное гулянье. Зимний пейзаж, послуживший художнику фоном во многих его работах (например, «Портрет Шаляпина»), создает карнавальную атмосферу. Мчатся сани, стая птиц взвивается в небо, люди катаются с гор. Вместе с автором полотна мы как будто смотрим на происходящее с высокого холма. Этот композиционный прием часто встречается в работах мастера. Хранится полотно в ФГУК «Государственный русский музей». Его размер: 89 на 190,5 см.

 

Как провести Масленицу

Как провести Масленицу
Масленица — народное название, в Церкви мы называем этот период иначе — Мясопустной, или Сырной, седмицей. Это подготовительная неделя перед Великим постом.

На Сырной седмице уже в среду и пятницу мы начинаем читать покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина. Кстати, советую включить ее в домашнее молитвенное правило — утром и вечером в эти дни.

В каком-то плане, Масленица — уже начало постного времени. Потому что мы не вкушаем мясо, готовим свое тело к сорока дням строжайшего в году поста.

Самое главное на Масленицу — помнить, что Великий пост не за горами и в него мы должны войти чистыми. Разбитная, веселая, хмельная Масленица пусть останется частью фольклора, а мы давайте будем радоваться, но светлой, вдумчивой радостью. Это радость о том, что скоро наступит Воскресение Христово — Пасха. И Сырная неделя — не повод для обжорства, а повод задуматься о покаянии. Чем ближе пост, тем сильнее человек смиряет себя, а Бог его возвышает. Соработничество Богу, призвание Божией милости к себе — вот наша цель.

Нет ничего дурного в масленичных гуляниях, если все делать в меру. Есть блины на скорость, конечно, не стоит: ни телу, ни душе это пользы не принесет. А вот если вы будете ходить друг к другу в гости и угощать блинами ближних — совсем другое дело. Поучаствуйте в благотворительной ярмарке, где блинами кормят нуждающихся, бездомных. Это придаст праздничным дням особенное, христианское измерение.

Можно поставить вместе с детьми спектакль — театрализованную или кукольную постановку про Петрушку, про Колобка. Если в этой затее поучаствуют не только дети, но и папа, бабушки и дедушки, это вообще станет настоящей сказкотерапией. Такую Масленицу дети запомнят на всю жизнь.

 

Традиции Масленицы

Что такое Масленица

На Масленицу с древних времен было принято печь блины, сжигать соломенное чучело Масленицы, кататься на санях, наряжаться и устраивать широкие уличные гуляния.

Самая распространенная традиция — печь блины. Вопреки распространенному убеждению, блины — вовсе не символ солнца. Блины у славян всегда были поминальным блюдом. Чтобы год выдался плодородным, на Масленицу крестьяне обращались к умершим, просили у них помощи.

Все эти традиции — сугубо народные. Часть из них, например, печение блинов, Церковь приняла. Другие порицала и сейчас продолжает напоминать людям об их языческой природе.

К масленичным обычаям христианин должен подходить разумно. Главное, что надо помнить: близится Великий пост, время воздержания — телесного и духовного. И Сырная седмица — возможность войти в пост постепенно, мягко. Она предназначена не для разгульного веселья и обжорства «как в последний раз», а для того, чтобы достойно начать путь к Пасхе, Воскресению Христову.

 

Масленица: смысл праздника

Масленица: смысл праздника

Начнем с того, что в древности этот праздник был куда более многогранным, нежели в дореволюционное время. В его основе лежало общее для всех языческих культур цикличное восприятие времени, и чем архаичнее была цивилизация, тем больше внимания она уделяла тому, чтобы подчеркнуть эту идею цикличности.

Праславянская Масленица отмечалась в начале весны – в день весеннего равноденствия, когда день окончательно отвоевывал у ночи преимущество. По современному календарю это примерно 21 или 22 марта. В средней полосе России, в Беларуси и Украине – регионах, где, собственно, и зародились масличные обычаи, – последние дни первого весеннего месяца всегда были непредсказуемы. То оттепель придет, то морозы прижмут. «Весна с зимой борются», – говорили наши предки. И вот именно на Масленицу проводился некий рубеж, до которого в мире господствовал  холод, а после – окончательно приходило тепло. Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни было один из главных предметов празднования.

А там, где есть жизнь, там и ее умножение. Масленица помимо идеи цикличности несет в себе элементы культа плодородия. Земля воскресала, впитывала последний зимний снег, наливалась соками. И теперь люди должны были ей помочь, дать этому процессу некую сакральную основу. Говоря более привычным языком, обряды Масленицы призваны освятить землю, наполнить ее силами, чтобы она дала обильный урожай. Для крестьян, которые составляли основу древнерусского общества, урожай был главной ценностью, поэтому неудивительно, что масленичным церемониям уделялось особое внимание. Масленица была своего рода языческой литургией, только в роли Бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву.

Третий – не менее важный момент – продолжение рода. Плодородие земли находит свое продолжение в тех, кто на ней живет и питается ее растениями. Если ты вкушаешь ту пищу, которую тебе дала Матушка-Земля, то ты же должен дать жизнь и другому. Идея круговорота жизни, ее отдачи и передачи детям была ключевой для языческого сознания. Жизнь сама по себе была основополагающей ценностью, а все остальное было лишь средством ее достижения.

И последнее, что можно сказать о сакральной составляющей Масленицы. Этот праздник был еще и поминальным. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом – в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Наиболее распространенным способом задобрить духов была тризна – поминальные действа, включавшие в себя жертвоприношения, траурный плач, обильные трапезы. Считалось, что в тризнах невидимо участвуют сами покойники.

По сути, Масленица была одной из попыток человека приблизиться к тайне жизни и смерти, своеобразной системой, в рамках которой весь космос воспринимался как бесконечная череда умирания и воскресения, увядания и расцвета, тьмы и света, холода и тепла, единства и борьбы противоположностей. Кстати, интимные отношения в отличие от средиземноморских и западноевропейских культур тоже воспринимались славянами как нечто сакральное, как источник новой жизни. И даже сладость соития была не целью, а неким священным фоном, на котором зарождалось новое бытие. Сейчас в это трудно поверить, но это так.

После принятия христианства сакральное наполнение Масленицы практически исчезло, остался лишь его внешний антураж и та веселость, которая известна нам по произведениям дореволюционных писателей.

 

Загадки о Масленице

Что такое Масленица

А кто таков – Иван Громоков?

Сел на конь и поехал в огонь?

(Блин на сковородке)

По плешивому хлопну,

На плешивого капну,

Плешь обдеру

Да опять наведу.

Что я делаю?

(Пеку блины) 

Берега крыты, рыба без костей, вода дорога. (Блины)

Что на сковородку наливают, да в четверо сгибают? (Блин)

Прилетела пава, села на лаву, распустила перья для всякого зелья. (Весна)

Была белая да седая, пришла зелёная, молодая. (Зима и Весна)

Старый дед, ему сто лет… Намостил во всю реку, а пришла молода – весь мост размела. (Мороз и Весна)

 

Почему христиане празднуют Масленицу

Почему христиане празднуют Масленицу

Последний день Сырной седмицы называется Прощеным воскресеньем. Оно заканчивает собою череду подготовительных недель к Великому посту. Всего «вводный» период длится 22 дня, и за это время Церковь настраивает верующих на нужный духовный лад.

Такое пристальное внимание к великопостному циклу вполне закономерен, ведь он является стержнем всего литургического года в большинстве христианских Церквей. Пост – время особое. Это, как очень удачно выразилась поэтесса Наталья Карпова, «семь медленных недель, дарованных тебе для покаянья». Это особый ритм жизни. Естественно, что радикальные перемены в душе не совершаются в одночасье, и здесь нужна серьезная подготовка – и ума, и эмоций, и тела.

Если углубимся в историю, то увидим, что Сырная седмица – наиболее древняя среди недель перед Великим постом. Она появилась под влиянием палестинской монашеской практики – местные иноки почти весь сорокадневный период перед Пасхой проводили в одиночестве, разойдясь по пустынным местам. К началу Страстной седмицы они сходились снова, но некоторые не возвращались, умирая в пустыне. Понимая, что каждый новый пост может стать последним в их жизни, черноризцы за день до расставания просили друг у друга прощение и обменивались теплыми словами. Отсюда и название этого дня – Прощеное воскресенье.

У традиции всю неделю вкушать молочную пищу – даже в понедельник, среду и пятницу – тоже монашеское происхождение. Ведь что такое пустыня? Это отсутствие пищи, а иногда – и воды. Естественно, перед таким испытанием нужно накопить силы. Речь, конечно, не идет о том, что в эти дни монахи объедались скоромными блюдами. Просто ввиду предстоящего в их жизни аскетического периода пост в понедельник, среду и пятницу отменялся.

Миряне эту монашескую традицию переняли и развили, но при этом смысл она получила несколько иной. Христианину-обывателю не нужно идти ни в какую пустыню, поэтому исчезает необходимость предварительного подкрепления себя белковой пищей. Но есть другой момент – в миру много соблазнов, сразу отказываться от которых рискованно. Поэтому постовые ограничения стали вводить постепенно, и Сырная седмица – один из таких этапов, когда уже нельзя вкушать мясо и играть свадьбы, однако еще можно веселиться и получать радость общения. Однако и не увлекаться особо, помня, что скоро пост.

 

Обычаи и обряды Масленицы

Обычаи и обряды Масленицы

Первый интересный обычай – есть молочную пищу. О том, что это церковное установление, мы уже говорили. Но ведь масло, молоко, творог, блины, сметана стояли на столах предков задолго до Крещения Руси! Дело в том, что в конце марта первый раз после зимы отелялись коровы, и в домах появлялось молоко. Поскольку резать скот зимой крайне неразумно, а старые запасы мяса подходили к концу, молочная пища и мучные изделия были основным источником белка. Отсюда и название – Масленица, Масница, Блинница.

Еще одно (пожалуй, даже более древнее) название этого праздника – Колодий. Связано оно с обычаем, который характерен в основном для Украины и Беларуси. В течение целой Колодочной недели параллельно с другими обрядами сельские женщины совершали удивительное действо – «колодочную жизнь». Они брали толстую палку-колодку, наряжали ее и представляли, будто это – человек. В понедельник Колодка «рождалась», во вторник – «крестилась», в среду она «переживала» все остальные моменты своей «жизни». В четверг Колодка «умирала», в пятницу ее «хоронили», а в субботу «оплакивали». В воскресенье же наступала кульминация Колодия.

В течение всего праздника женщины ходили с Колодкой по селу и привязывали ее ко всем, кто еще был холост или не замужем. Не забывали и о родителях несемейных юношей и девушек. Конечно, никто не желал ходить с таким «ярлыком», и поэтому давали женщинам определенный откуп. Им могли быть цветные ленты, бусы или блюдца, выпивка и сладости.

Следующая особенность праздника – тоже характерная преимущественно для Украины и Беларуси – это его «женскость». Масленица так и звалась в народе – Бабская неделя. Она воспринималась как период, во время которого так или иначе главную роль в веселых обрядах играли именно представительницы прекрасного пола. В эти дни проводились помолвки, а в еще более древнюю эпоху – заключались браки. То есть налицо тот самый культ плодородия, о котором мы говорили выше. При этом внимание уделялось всем аспектам женского бытия – и девственности (восхвалялась идея девушки-красавицы и девушки-невесты), и материнства (женщина-мать, женщина-хранительница), и мудрости (женщина-старушка, женщина советчица). Доставалось «на орехи» и негативным качествам. Например, в пятницу зять должен был пригласить тещу в свой дом, потчевать ее, угощать водкой других гостей и приговаривать: «Пейте, люди добрые, чтоб у моей тещи в горле не пересыхало!». Это был тонкий намек на излишнюю говорливость жениной мамы. Кстати, так называемые «золовкины посиделки» и вообще хождение женщин в гости друг к другу тоже являются частью «бабского» элемента праздника.

К слову, о еде. Это очень важный момент всех древнеславянских праздников. Когда семья садилась за стол, то тем самым приглашала и предков поучаствовать в этой трапезе. Поминальное происхождение имеют и традиционные блины. С подачи русского фольклориста Александра Афанасьева в конце XIX века утвердился взгляд, что блин – это образ Солнца. Но есть и другая научная версия, что у славян блин был исконно поминальным хлебом, имеющим очень глубокую символику. Он круглый (намек на вечность), теплый (намек на земную радость), сделан из муки, воды и молока (намек на жизнь). Обоснованием поминального происхождения всем знакомого лакомства может служить, к примеру, такой обычай: В первый день Масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко – «угостить покойников», либо же отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: «Первый блин за упокой».

К поминальным элементам относят и такие обычаи, как взятие снежного городка или кулачные бои. Сейчас подобного рода потехи почти безобидны, но раньше они были очень опасными для жизни. Это отголоски еще более древней традиции, когда пролитая во время таких боев кровь воспринималась как жертва духам умерших или самим богам. При этом убивать кого-либо не стремились, однако именно такой выплеск энергии, буйства, разухабистости наполнялся сакральным смыслом. Жертвой было и сжигание чучела зимы – этот обряд совершался в конце праздника, а пепел чучела развеивался по полю, освящая землю. Такой же священный смысл имели и песни-веснянки, исполняемые девушками в лесах, на опушках, в рощах и на берегах водоемов – они как бы призывали на землю силы добра, просили благословение у Матери-Природы на начало нового урожайного года.

И, наверное, самой пикантной традицией был обычай в некоторых регионах современной России (например, в Архангельских краях) при проводах Масленицы совершать такое действо: После объезда деревни распорядители праздника – «Масленица» и «Воевода» – раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях оголялся только «Воевода» и в таком виде произносил праздничную речь, которая и завершала гуляния. Смысл такого «стриптиза» сейчас понять трудно, однако предки влагали в него не только потешный, но и философский смысл. Это было символом смерти, умирания и рождения. Ведь человек и рождается нагим, и детей зачинает нагим, и умирает, по сути дела, тоже нагим, не имея за душою ничего, что можно забрать с собою в могилу…

 

Чучело Масленицы

Что такое Масленица

Сжигать чучело Масленицы — обычай, который восходит к народному обряду начала нового годового цикла. Сейчас чучела сжигают на городских празднованиях Масленицы, это становится почти таким же привычным ее атрибутом, как стопки блинов на уличных лотках.

Безусловно, к христианству эта традиция не имеет никакого отношения. Это элемент языческой культуры. Сжигание чучела символизировало проводы зимы и встречу весны, прощание со всем старым, ветхим.

 

Вопросы о Масленице

Что такое Масленица

Как Церковь смотрит на языческую обрядовую сторону этой недели?

Можно ли вообще христианам участвовать в массовых гуляниях на Масленицу?

Однозначно ответить вряд ли возможно, и вот почему.

С одной стороны, христианство отвергает большинство философских посылов язычества. Например, Библии чуждо учение о цикличности времени. Она говорит о том, что время – линейно, что у него, как и у всего бытия, есть отправная точка, а в его основе лежит не что иное, как воля Божья. Также евангельская мысль отрицает идею одушевленности материальной природы, а ведь именно таков был образ мышления у большинства язычников.

Вполне естественно, что, столкнувшись с масличными обрядами, Церковь увидела в них выражение системы, которая резко контрастировала с наследием Христа, апостолов и святых отцов. Поэтому очень долго приходилось бороться с самыми жуткими языческими обычаями. Например, епархиальные власти следили, чтобы гуляния не превращались в оргии, а кулачные бои либо взятие городка не были столь опасными для жизни, как раньше. Грубо говоря, шла постепенная десакрализация праславянского Колодия.

Но, с другой стороны, Православие не стало полностью уничтожать Масленицу как светский народный праздник, в котором присутствовали и вполне положительные смыслы. Это и уважение к природе, и трепетное отношение к женщине (особенно в традициях народов Украины и Беларуси), и почитание предков, и любовь к прошлому.

Ну, а можно ли участвовать христианам в массовых гуляниях? Хороший ответ однажды дал преподобный Антоний Великий, с которым случилась такая история. Однажды охотник, стрелявший в пустыне дичь, заметил, как старец беседовал с монахами, и они все дружно и искренне смеялись. Увиденное смутило человека, и он начал обвинять святого в праздности. В ответ на нападки тот попросил охотника взять лук и натягивать тетиву до предела. Лучник возмутился и заявил, что тетива наверняка лопнет, если ее натягивать сверх положенного. На это старец ответил:

– Если, собеседуя с братьями, будем напрягать тетиву превыше меры их, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им немного снисхождения.

Понятно, что иноки Антония смеялись редко. Но если разрядка нужна была даже монахам, закаленным духовными подвигами, то как трудно без элементарных человеческих радостей прожить мирянину.

Масленица – праздник радостный, и если он будет проведен в духе любви и добра, то нет ничего плохого, когда человек веселится на снежной горке, катке, в гостях или дома. Очень важно, чтобы праздник объединял, а не разъединял. Чтобы он был сопряжен и с посещением страждущих, и с дарением тепла тем, кто его недополучает.

А извратить можно все, что угодно… И если человек знает, что там, куда он идет, будет возлияние, объедуха (кстати, это одно из народных названий Масленицы) и прочие непотребства, то, конечно, соучаствовать в них однозначно грешно.

 

Масленица в других Церквях

Масленица в других Церквях

Здесь опять-таки нужно разграничить Масленицу и Сырную седмицу. Каждый народ, который живет в той части планеты, где есть четкая смена времен года, имеет в своей культуре праздник весны. Идеи цикличности, плодородия, продолжения рода и почитания предков присущи почти всем земным цивилизациям, поэтому тут можно много рассказывать о весенних торжествах народов мира.

С Сырной седмицей дело обстоит иначе. Она есть в календарях всех Православных Церквей греческой традиции. Знают ее и западнорусские униаты – православные, признавшие примат Рима, но сохранившие греческий обряд.

У католиков-латинян аналог Сырной седмицы– воскресенье, понедельник и вторник перед «Пепельной средой» – последние три дня перед Великим постом, когда разрешено вкушать скоромную пищу. В разных европейских странах эти дни имеют самые различные названия, и в народном сознании связаны с карнавалами – массовыми гуляниями. Карнавалы тоже имеют языческое происхождение, а их смысл приблизительно тот же, что и у восточных славян. Во всяком случае, был. Сейчас карнавалы (как и Масленица) превращаются в коммерческое мероприятие и красочное шоу, которое полностью утратило связь не только с древней языческой, но и с церковной традицией тоже.

И, наконец, стоит вспомнить праздник Армянской Апостольской Церкви – Бун Барекендан («Истинная Масленица»). Он отмечается в воскресенье перед Великим постом. Этот день знаменит не только богатыми угощениями, ярмарками и народными гуляниями, но и тем, что бедняки и нищие становились предметом всеобщего внимания и пользовались благами общественного стола. В субботу перед Истинной Масленицей завеса алтаря закрывается на весь период Великого поста и открывается только в день Воскресения Христова. В день Масленицы Литургия в Армянской Церкви совершается за закрытой завесой.

 

Мультфильм "Ишь ты, Масленица"

Мультфильм Ишь ты Масленица

«Ишь ты, Масленица!» — мульфильм, который в 1985 году режиссер Роберт Саакянц снял по мотивам сказки Ованеса Туманяна «Барекендан» о бедняке, наказавшем богача за жадность.

 

Цитаты из мультфильма

— На носу что? — Бородавка. — Но-но! На носу Масленица. Плати маслом.

***

— Пусть полежит до Масленицы. — Чего? — Подождём, говорю, Масленицу — и фьють! — Чё??? — Масленица, говорю, придёт, тогда и фьють! — Куда придёт? — Да ну тебя...

— Слышь, а кто это — Масленица? — Тьфу ты!

***

— Стой, кто идёт? — Это я, Масленица. — Да ну? Пришёл? — Пришёл. — Твоё? — Моё. — А ну забирай! — А может, потом? — Ишь ты! Дела больше нет — твоё добро охранять. — Ну ладно... — Ишь ты — "ладно"! Он себе гуляет, а ты охраняй... Ха! Ишь ты, просмотри, а? Какая птица... Ишь ты, нашёл дураков! 

***

— Пока твой конь четырьмя ногами: раз, два, три, четыре, мальчишка на двух ногах: раз-два, раз-два... Давай коня постерегу, а ты бегом: раз-два, раз-два, раз-два.

 

Смотрите мультфильм в высоком качестве:

http://www.youtube.com/watch?v=XIK07vZTewE

 

Как праздновали Масленицу на Руси

Что такое Масленица

На Масленицу все и вся преображалось. Улицы, дома и наряды становились ярко украшенными. В каждом городе и селе (особенно в Москве и Петербурге) строили огромные горы для катания, ставили карусели, балаганы для спектаклей. Там устраивались всевозможные зрелища, и все превращалось словно в огромный парк аттракционов.

Были случаи, когда именитые купцы надевали соломенные бороды, пиджаки в заплатах и превращались на время Масленицы в карусельных зазывал. Это был момент карнавала, так необходимый людям, когда можно снять с себя привычные маски и знакомые социальные роли. Интересно было бы посмотреть на такое сегодня, правда? Традиционно на Масленицу люди веселились, устраивали конкурсы, дурачились, шутили и объедались. Правда, мяса в эту неделю уже не ели, готовились к Великому посту, отсюда еще одно название Масленицы — Мясопустная неделя.

Сохранилось много поговорок на эту тему: «Ах ты, Масленица, до поста довела, а сама удрала, дала репкин хвост», «Говорили, Масленица семь неделек, а ты всего семь денечков».

Было принято устраивать кулачные бои «стенка на стенку». Но они не были похожи на современные драки. Там не случалось серьезных увечий, все происходило по правилам и даже сопровождалось музыкой — играли на гуслях, балалайках, гармони, пели частушки. Что говорить, даже знаменитый Федор Шаляпин ходил в молодости на «кулачки». А еще — Сергей Есенин, Ломоносов и Петр Первый!

Еще один обычай — строить снежные крепости. Одна команда обороняла крепость, другая брала ее штурмом. В язычестве это действо символизировало победу весны над зимой, жизни над смертью. Люди ликовали: снежная твердыня пала, значит скоро придет весна! Во время штурма парни и мужчины входили в сильный азарт, иногда так разогревались, что скидывли шубы, рубахи, и хододный снег был им нипочем. И если вы думаете, что кто-то от этого простужался, то ошибаетесь, ведь в то время здоровье простых русских крестьян было крепче, чем у современных городских жителей. Кстати, первый, кто врывался в снежный город, попадал в большую полынью или был облит ледяной водой. Это был символ очищения.

На Масленицу щедро угощали и всячески чествовали обрученных и молодоженов. Тех же, кто был слишком разборчив и никак не находил себе жениха или невесту, всячески высмеивали. Пели насмешки, прибаутки, даже могли ночью связать руки и ноги или вымазать двери сажей.

Если девушка не выходила на гулянья, была забава — приподнять крышу ее избы и насыпать внутрь снега.

Еще устраивали соревнование, в котором побеждал тот, кто сможет залезть на высокий столб и достать что-то с его верхушки. Например, шапку или новые сапоги. Эта традиция обыграна в мультфильме «Падал прошлогодний снег».

Друзья из Сибири рассказали удивительную вещь: когда в советские годы сибирякам раздавали по ордерам квартиры, на Масленицу ставили такой столб, и тем, кто побеждал в конкурсе, доставалось лучшее жилье.

О масленичных традициях рассказывает Андрей ПРОНЬКИН, режиссер, художник и актер фольклорно-музыкального кукольного театра («Ученый медведь»).