Виталий Каплан

До Нового года осталось почти ничего. По традиции, надо бы что-то написать предновогоднее, вроде «Памяти кота Леопольда». Но «вроде» — не получится, повестка дня за 2012 сильно изменилась. Когда год назад общество бурлило, кипело и шло вразнос, самым печальным было всеобщее озлобление. Демократы ненавидели патриотов, либералы националистов, провинциалы москвичей... единоросов ненавидели практически все. И всем казалось, что вот еще немного, еще рывок, вот победим ненавистных «этих» — и спасем Россию. Градус взаимной непереносимости зашкаливал — и что я мог сказать, кроме банального «ребята, давайте жить дружно»? Только и оставалось, что напоминать и тем, и этим: вы — не весь народ. Те — тоже народ, и даже эти — народ... Если мы будем искать прежде всего общее, если перестанем обзываться, если сможем соединить нашу энергию... то море будет нам по колено.

И вот прошел год. Что изменилось? Взаимное озлобление как было, так и осталось, даже еще и усилилось — за счет антицерковной истерии. Нежелание договариваться никуда не делось. А вот энергия... С энергией плохо, батарейки подсели. Никто уже не верит в изменения к лучшему, никто уже не знает, «как надо», и все ждут конца света. Нет, не идиотского конца света по календарю майя — его воспринимали всерьез только очень недалекие, мягко скажем, люди. Но вот что впереди у нас глобальные катаклизмы, разруха, гражданская война, распад единой страны — этого с тоской и ужасом ждут очень и очень многие. Ждут не столько конца света, сколько начала тьмы.

И это, по-моему, ничуть не лучше, чем прошлогоднее желание вцепиться друг другу в глотку. Общественная депрессия — назовем это так. Или, если по-христиански — грех уныния, поразивший практически весь народ.

Действительно страшно. Озлобление плюс уныние — это гремучая смесь. И что тут делать? К чему призывать людей (а в том числе и себя)? «Не унывайте»? «Взгляните вокруг, насколько прекрасен этот мир»? «Не верьте СМИ, на самом деле жить стало лучше и веселее, ВВП растет»? Такие заклинания мы все постоянно слышим — причем в тех самым СМИ, которым и не стоит, якобы, верить. От заклинаний этих несет густой фальшью, потому что не только и даже не столько из СМИ — из обычной жизни, из общения с людьми мы видим, насколько тяжела ситуация в стране. Проблем, требующих немедленного решения, море. Успехов — ноль целых, ноль десятых. Розовые очки бесполезны, да их и не осталось уже, все разбились.

Зато черных очков — сколько угодно. Уж этот товар никогда не бывает в дефиците.

Беда на самом деле ведь не только в том, как все плохо вокруг. Беда, что происходящее порождает в нас уныние, а уныние парализует волю. Именно так и садятся наши внутренние батарейки. Мы видим, что гадко тут, ужасно там, отвратительно здесь — и очень легко приходим к выводу, что всё, game over, сопротивление бесполезно. Мы экстраполируем то зло, которое видим вокруг себя, на вообще все стороны жизни, в том числе и те, о которых не имеем ни малейшего понятия.

И это на самом деле очень приятно, это на самом деле греет душу — потому что снимает с нас ответственность. Если все настолько ужасно, то с нас и взятки гладки. Что мы можем изменить? Плакаться на кухнях и в блогах — это же не требует никаких сил. Напротив, это даже как-то окрыляет, дает ощущение собственной значимости. Я ведь не просто существую, а проницаю в корень, я способен заглянуть в глаза чудовищ (и даже написать им язвительные комменты в твиттере). Вот и готово самооправдание.

Конец тьмы, начало светаЭто ровно тот же механизм, что и в случае уныния индивидуального, проецируемого не на общественные проблемы, а на свою личную жизнь. Точно так же плакать о своей несчастной загубленной жизни гораздо проще и комфортнее, чем пытаться хоть что-то изменить. Между прочим, если хватает времени плакать (причем подчас весьма художественно) — значит, еще не совсем дошли до ручки. Если грянет настоящая беда, если речь встанет о физическом выживании — изливать тоску в блоги будет некогда. Да и не во что. Самый громкий плач — не в бездне, а на ее краю...

Что делать? Прежде всего, мне кажется, надо взглянуть на ситуацию с христианской точки зрения. Это звучит банально и напыщено, но ничего оригинального в таких делах нет. «Погоды стоят предсказанные», как говорил один герой братьев Стругацких.

Первое, о чем стоит помнить христианину: вопрос моего личного спасения не привязан к общественной ситуации. Какие бы катаклизмы, войны, погромы, бунты и катастрофы ни случались в глобальном масштабе, передо мной всегда остается выбор между добром и злом, между верностью Христу и предательством. В чем конкретно состоит этот выбор, я в любом случае решаю сам, и у меня есть всё необходимое для такого решения: совесть, разум и вера.

Второе: какие бы ужасные вещи ни происходили вокруг, никто не освобождал меня от соблюдения заповедей Божиих. В том числе — от дел милосердия. Речь не о глобальном, а о посильном. Да, я не могу решить проблемы российского образования. Но могу бесплатно позаниматься математикой с детьми моих знакомых. Да, я не могу решить проблемы российского здравоохранения. Но я могу помочь хотя бы небольшой денежкой тем, кто нуждается в дорогом лечении. Или посидеть с больным. Или сдать кровь. Да, я не могу решить национальные проблемы в России. Но я могу, во-первых, не называть дворника-таджика чуркой и не смотреть на него как на кровавого врага, а во-вторых, когда этнопреступники совершают очередное убийство или избиение — помочь жертве преступления не только перепостом в ЖЖ, а еще и офлайновой активностью — например, участием в народных сходах, письмами в во властные инстанции, и так далее. Да, я не могу решить проблему с надвигающейся на нас ювенальной юстицией. Но я могу помочь конкретной семье, попавшей в тяжелую жизненную ситуацию — опять же, не перепостом только, а личным участием, временем, деньгами, связями. Все это нужно делать не столько ради спасения России, сколько просто из естественной христианской любви. Если в итоге наших локальных  усилий Россия будет спасена — это окажется приятным побочным эффектом.

Третье: мир, конечно, во зле лежит, но не тождественен злу. Мы христиане, а не манихеи, проклинающие все творение Божие. Мы видим зло, но видим и добро, видим красоту в природе, в искусстве, в человеческих душах. Благодать Божия не прячется от нас за бетонными заборами, она разлита всюду, и если мы не видим ее, то это проблема не благодати, а нашего зрения. Точнее, нашей воли. Нам же не силой надевают черные очки. Сами всё, сами. Да, в нашей тяжелой жизни есть и радости, есть хоть и мелкие, но победы, есть любящие нас люди, есть хорошие друзья... и даже приятные мелочи есть — запах новогодней елки, мандарины, звезды в вечернем небе.

Хотя звезды — это уже не мелочи. Мы ведь должны не конца света ждать, а его начала: когда взойдет рождественская звезда и воссияет миру светом разума.

Это близко.

1
0
Сохранить
Поделиться: