Протесты в Нью-Йорке Фото: Miguel Juarez Lugo/ZUMA Wire/TASS

Как оценить происходящее в Нью-Йорке? Американский священник о протестах, насилии и пандемии

Сначала крупнейший город США стал эпицентром пандемии коронавируса, а теперь сотрясается от протестов, вызванных смертью афроамериканца Джорджа Флойда, который погиб в Миннеаполисе вследствие действий полиции. Своей реакцией на происходящее в Нью-Йорке с «Фомой» делится управляющий делами канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ, настоятель Свято-Серафимовского храма в городе Сиклифф (штат Нью-Йорк) протоиерей Серафим Ган.

Протоиерей Серафим Ган

Я затрудняюсь говорить об этом от имени священноначалия Русской Православной Церкви Заграницей, так как Архиерейский Синод еще не заседал, чтобы обсудить вопросы, связанные с нынешними беспорядками. Однако могу выразить свое личное мнение.

Православная Церковь всегда была чужда всякого рода шовинизма. В ее святцах, например, представлены все народы, потому что во Христе, как говорит апостол Павел, нет ни эллина, ни иудея, нет ни мужского пола, ни женского... И хотя мы, православные, такие же грешные, как и все остальные, у нас есть идеал святости — Христос, к Которому мы должны стремиться и Которому должны стараться подражать.

На мой взгляд, при возникновении проблем в обществе необходимо всегда мирным путем добиваться того, чтобы пострадавшая сторона была услышана, чтобы ее боль почувствовали другие. В таком случае начнется серьезная, вдумчивая и трезвая дискуссия. Если на зло отвечать злом, то это всегда только умножает зло. А если реагировать на проблемы общества так, как это делал Христос, то есть спокойно свидетельствовать о правде и мирно обличать неправду, то мы остановим зло, завоюем уважение, добьемся диалога и каких-то перемен.

Если на каждое зло мы будем отвечать злом и насилием на улицах наших городов, то такая реакция на болезни общества ведет к его самоуничтожению, и подрастающее поколение не увидит с нашей стороны доброго примера того, как следует решать и преодолевать проблемы и конфликты. Нам надо молиться о погибшем в Миннеаполисе Джордже Флойде, о его родных и близких, об умиротворении людских сердец, чтобы мир Христов воцарился во взаимоотношениях между людьми, ведь все мы являемся чадами Божиими.

Небесный крестный ход

Несмотря на беспорядки и карантин, в синодальном Знаменском соборе Нью-Йорка продолжают совершать полный круг ежедневных богослужений, правда, за закрытыми дверями, при ограниченном количестве молящихся.

А недавно мы провели необычный воздушный крестный ход с Курской Коренной иконой Божией Матери над Нью-Йорком по просьбе верующих из нью-йоркских приходов, которые направляли письма об этом в канцелярию Архиерейского Синода. Я получил благословение епископа Манхэттенского Николая обсудить возможность такого крестного хода с одним из членов нашего Свято-Серафимовского прихода в городе Сиклифф — Владимиром Сушко. В результате, когда условия стали позволять, мы на небольшом самолете, которым управлял Владимир, облетели фактически весь район так называемого «Большого Нью-Йорка», то есть сам город и его ближайшие окрестности.

Я слышал о том, что Курская Коренная икона Божией Матери уже совершала подобные воздушные шествия в России. И вообще за ней закрепилась репутация постоянно путешествующего чудотворного образа, который посещает все уголки земного шара, особенно там, где живут верующие Русской Церкви. Но насколько мне известно, в США такой воздушный крестный ход был совершен впервые.

Конечно, помолиться можно было и на земле. Собственно, мы так и делаем, посещая с иконой дома верующих, госпиталя и многие другие места. Но этот ход стал своего рода свидетельством не только молитв Божией Матери, но и наших обращений к Ней.

Я не могу сказать, что мы ощущали, будто происходит что-то сверхъестественное. Мы приступали к этому с чувством ответственности и страха Божия, поскольку знали, что наши прихожане очень просили помолиться над городом.

Епископ Манхеттенский Николай с Курской иконой во время крестного хода в самолете

Существуют разные точки зрения на такие воздушные крестные ходы, но, когда люди обращаются к духовенству с просьбой помолиться, мы всегда стараемся отозваться. Нас вызывают и в больницы, и в тюрьмы, а здесь попросили помолиться над городом. И мы считаем необходимым отвечать на искреннюю и живую потребность верующих людей, которые в сложные моменты ищут утешения. Так важно чувствовать, что никто не остается в беде один, что Церковь молится за всех и с каждым. Воздушный крестный ход — еще одна возможность засвидетельствовать эту общую молитву друг за друга, веру в то, что Господь, несмотря ни на что, желает нашего спасения, а также напомнить о непрестанном заступничестве Пресвятой Богородицы за нас.

Воспринимать все как дар Божий

Естественно, сейчас многие переживают, что нет возможности принять участие в богослужениях — особенно остро это ощущалось во время Великого поста. Но люди участвуют в службах и присоединяются к общецерковным молитвам благодаря прямым трансляциям через Интернет.

Конечно, все зависит от восприятия человека. Если он старается все принимать как дар Божий, то благодарит и за доброе, и за страшное — и совершенно спокоен. Но если кто-то смотрит на события иначе, ему сложнее переносить такого рода трудности.

Собор Святого Патрика в Нью-Йорке.
Фото: Anthony Quintano/Flickr

Мы, священники, видим свою задачу в этот непростой момент в том, чтобы утешать людей и стараться их направлять, чтобы они пользовались тем, что есть — в данном случае Интернетом, — чтобы они молились дома, воспользовались временем, которое дает карантин: пообщались с родными, почитали, чему-то научились, извлекли урок из происходящего.

Труднее всего было говорить с теми, кто лежит в больницах

Самым трудным для нас, священников, было беседовать и духовно направлять людей, которые лежали в больницах. Мы не могли к ним прийти — нас не пускали, и бывали случаи, когда люди умирали в одиночестве. И ведь больницы до сих пор закрыты для нас.

Я очень переживал за этих людей: ведь не знаешь, как им помочь — у тебя как будто связаны руки. Конечно, можно поддержать словом, можно послать какие-то передачи. И все же, когда человек знает, что умирает, и готовится к смерти, вести с ним такого рода разговоры по телефону очень сложно. Они трудны в принципе, но делать это лицом к лицу куда легче: ты видишь реакцию собеседника, как он настроен.

Для меня самым главным в таких телефонных разговорах было напомнить верующему человеку, что Бог всегда рядом. Даже когда мы ощущаем себя совершенно одинокими и, может быть, даже не чувствуем Его присутствия. Он всегда с нами, и это наш лучший Друг, Его крепкая рука всегда поддерживает и направляет нас.

Даже Сам Христос на Кресте испытал чувство одиночества и богооставленности. И мы, проходя через все это, должны всегда помнить, что Сам Господь ощутил такое состояние — и сейчас переживает его вместе с нами.

Карантин как урок смирения

В нынешней ситуации я вижу не только отрицательные, но и положительные моменты. На мой взгляд, карантин дает нам возможность почувствовать нашу беспомощность, бессилие, ограниченность человеческих возможностей — и учит полагаться на Бога. Я думаю, это хороший урок смирения и для духовенства, и для мирян. Мы должны смиряться с волей Божией, отдаваться ей полностью и радостно: «Делай со мной, Господи, так, как Ты считаешь нужным».

Я думаю, что коронавирус если не послан Богом, то попущен Им. Почему или за что — хороший вопрос, и, на мой взгляд, у каждого может быть свой ответ на него.

У меня в этом плане есть кое-какие сугубо личные моменты, о которых я не буду рассказывать. Но в целом я бы сказал, что этот вирус хоть и обошел меня стороной, но заставил смиренно склонить голову под руку Творца. В какой-то малой мере пришлось смириться перед Богом, и я благодарен Ему за это.

Конечно, у многих эта пандемия вызвала панику, кто-то даже опасается, что это начало конца света. Но даже если так, не надо его бояться. Верующий человек знает, что конец света ведет к окончательной победе добра над злом, ко Второму Пришествию Спасителя. Если мы верим в Бога, то Он о нас позаботится и не даст погибнуть.

Кроме того, мы даже не имеем права предполагать что-то по этому поводу: и ангелы не знают ни дня, ни часа, когда это произойдет. Нам же лучше не беспокоиться об этом, а принимать все как дар Божий.

А если говорить о чудесах во время пандемии… Главное чудо видишь в глазах людей, в том, как меняются их жизни. Ты видишь сияние Божие в глазах человека, чувствуешь Его присутствие в нем — что может быть прекраснее?

Подготовил Дмитрий Злодорев

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (30 голосов, средняя: 4,90 из 5)
Загрузка...
4 июня 2020
Поделиться:

Ответ для Вера ×

  • Денис
    Денис 2 месяца назадОтветить

    Жаль, но слишком много общих фраз и слишком мало насчёт собственно происходящего в США в целом и Нью-Йорке в особенности. Так, что делать тамошним православным?
    1. Надеяться, что всё как-то наладится.
    2. По примеру праведного Лота покидать город греха.
    3. Иной вариант.

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил 1 месяц назадОтветить

      Денис, вообще в тексте содержится прямой ответ на Ваш вопрос. Отец Серафим говорит "Нам надо молиться о погибшем в Миннеаполисе Джордже Флойде"; "Мы должны смиряться с волей Божией, отдаваться ей полностью"; "Нам же лучше не беспокоиться об этом, а принимать все как дар Божий" – кажется, это довольно конкретные советы тамошним православным о том, что им следует делать. Конкретнее некуда.

    • Вера
      Вера 2 месяца назадОтветить

      Денис, эта статья - не тест и не аналитический обзор. Это слово священника, который, в общем-то, сказал о главном. Остальное частности: "Если Бог будет на певом месте, все остальное - окажется на своем". А мы все запутываем, хотим чего-то большего...

      • Денис
        Денис 2 месяца назадОтветить

        Вера, общие слова быстро приедаются. Хочется конкретики без лишнего пафоса.

Загрузить ещё