Вопрос читателя:

Христос Воскресе, батюшка.

Поясните, пожалуйста, как получилось, что Моисей явился Иисусу Христу (вместе с Илией), еще не будучи спасенным, т.е. находясь в преисподней (аду)?

Иерей Виктор НИКИШОВ

Отвечает иерей Виктор Никишов: 

До Крестной Жертвы Спасителя и сошествия во ад Господа нашего Иисуса Христа все люди находились в аду. Но ад – понятие размытое и общее.

При этом из истории Ветхого Завета мы знаем, что единственным, кто "был взят на небо" без прохождения смерти, был пророк Илия.

А как же Моисей? Да, по преданию, он вместе со всеми находится в аду. И то, что он так запросто мог оказаться на горе Фавор, означает, что Господь мог вывести его из ада безо всякого видимого усилия: Моисей Ему просто "является".

Традиционные богословские представления трактовали ад как такое место, куда Божество не проникает, где больше нет и не может быть Божественной Милости, но царит вечное отчаяние. Но Спаситель одной только силой воли выводит из ада Моисея, тем самым давая понять, что ограда преисподней для Него не преграда, что и из адовых бездн силен Господь извлечь человеческую душу, лишь бы хоть малейшая возможность была со стороны самого человека.

(Поскольку может возникнуть вопрос о том, почему нельзя было обойтись без Крестной Жертвы Христа, рекомендую прочесть на материал Зачем была нужна искупительная жертва Христа?).

Кроме того, в христианском вероучении существует такое понятие, как "Лоно Авраамово" – о нем говорит Христос в одной из своей притч. Возможна именно эта притча дает ответ на ваш вопрос. Подробнее об этом читайте в материале "Где оказывались умершие праведники до воскресения Христа – в аду или раю?".

Также важен вопрос, для чего было быть на горе Фавор Илии? Он-то всё это время наслаждался вечным блаженством в Царстве Небесном, куда был взят живым (если основываться на теологуменеТеологу́мен (греч. θεολογούμενον) — богословское мнение, не являющееся общеобязательным для всех христиан. свт. Димитрия Ростовского). Славу Божию он имел возможность лицезреть постоянно, а вот чего Илия точно не видел, так это того, как обоживается человеческая природа. Христос – не просто Бог, Он – Бог Воплотившийся. Преображение не только открывает Его Божественную Природу, но и преображает Природу Человеческую. И вот эту-то славу преображённого во Христе человечества должен был увидеть Илия, ибо заслужил это.

Любовь Господа к людям безгранична. И попадание в Царствие Небесное не заканчивает заботу Бога о человеке. И в Царствии Небесном, Господь продолжает заботиться о человеке, и это восхитительный стимул нам, чтобы мы старались попасть туда.

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
49
0
Сохранить
Поделиться: