Вопрос читателя: 

Здравствуйте, батюшка, помогите объяснить детям трудные места в Библии (читали детскую) про согласие на жертвоприношение Авраамом сына и про жертвоприношения чистых животных.
Я им всегда говорила что Бог есть любовь и что все хорошее только у Бога и через Него. А прочитав эти места в Библии, они мне сказали,  что это не любовь и больше не хотят ни читать, ни говорить о Боге. Получилось что-то ужасное: хотелось им  рассказать побольше, а вышло, что только отшатнулись. И как исправить? Помогите, пожалуйста, ума не приложу как исправить все что нашла про трудные места в Библии, их не убеждает, только говорят, что это не любовь. ПОМОГИТЕ!

Ксения

Отвечает протодиакон Сергий Епифанцев, преподаватель православной гимназии:

Зачем при крещении священник запечатывает волосы в воск?

Ксения, здравствуйте! Мой ответ вам будет разделен на несколько блоков, каждый из которых будет содержать мысль, не зависящую от остальных. Я бы хотел, чтобы вы прочли их все и составили для себя объемную картинку, которая, возможно, поможет вам ответить не на вопрос «Что сказать детям», а на вопрос «Как правильно поступить в этом случае».

Точный ответ на вопрос как вам объяснить детям перечисленные моменты, невозможен. Причиной тому — отсутствие входящих данных. Сколько детей? Какого они возраста? Сколько лет им было, когда они впервые услышали о Боге? Насколько они воцерковлены? Как фомировалось их мировоззрение, помогающее им определить что «любовь», а что «не любовь»? В конце концов, какой у вас и ваших детей образ жизни? Без ответов на эти вопросы даже выдающийся библеист или педагог вынужден будет ответить вам прописными истинами, о которых вы, вероятно, имеете представление. Важно понимать: ответ на поставленные вопросы должен быть встроен в систему знаний и понятий, которые вы даете ребенку на протяжении всего детства - христианского понимания добра и зла, добродетели и греха, веры и сомнений и много другого, с чем маленький человек знакомится годами, а не наскоком.

Лучший способ решить эту ситуацию — организовать встречу ваших детей с опытным священником, который умеет неформально общаться с детьми и имеет педагогический опыт. Таких пастырей немало, было бы желание. Духовник не является хранителем набора остроумных ответов, он чувствует, понимает человека. Каждое его слово должно быть не прописью, а острой реакцией на боль, недоумение, скорбь, радость или что-то еще, что испытывает его собеседник. И это не обязательно будет исповедь. Возможно, это будет просто добрая беседа за чашкой чая.

Объяснить «сложные места», обозначенные вами, в общем, несложно. Ниже я дам объяснение, но сперва скажу, что, возможно, перед тем, как говорить о сложных местах, лучше сперва сказать о простом и самом главном - о том, что Господь любит всех людей и что все его действия по отношению к человеку продиктованы любовью. Когда такое понимание будет,уже можно разбирать частные случаи, в том числе сложные. И еще один момент - что сперва нужно и самой разобраться, знаете? Как опытный педагог готовится к каждому уроку, так и Вам нужно заранее прочитывать отрывок и понимать для себя, как Вы - можете с ребенком это обсудить или нет.

А теперь объяснение. Давайте сначала о жертвоприношении Исаака. То были времена очень жестоких нравов. Почти все люди забыли веру в истинного Бога. Большинство народов были язычниками и приносили человеческие жертвоприношения. Некоторые племена, например,  инки, приносили в жертву самых красивых и знатных юношей. А ацтеки практиковали ритуальные убийства младенцев. Хананеи и другие народы, населявшие Палестину, тоже не были исключением. Бог хотел остановить это, а потому родоначальнику избранного Им народа повелевает совершить, в общем, обычный для нравов того времени поступок и потом запрещает делать это и указывает, что такая жертва неугодна Ему. И впоследствии закон Моисеев навсегда и безусловно осудил эту ужасную традицию.

А вместе с тем, Бог проверил, насколько Авраам доверял Ему. Ветхозаветный патриарх беседовал с Богом, угощал Его трапезой под мамврийским дубом. Нужно понимать, что для Авраама религия предельно не была мейстримом: почти не было никакого религизоного учения, не было ничего, кроме обостренного религиозного чувства, нравственной жизни и способности доверять Богу, отвечать на Его призыв: «...веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим» (Иак. 2:23). От него, как от родоначальника народа-хранителя веры, требовалась высота этой самой веры, которая могла бы послужить эталоном для последующих поколений. Это вера маленького ребенка отцу или матери, которые иногда просят непонятного от ребенка, ограничивают его, заставляют есть кашу вместо конфет, а иногда даже ставят болючий укол. И очень важно, чтобы ребенок понимал, что папа и мама всегда желают ему добра. Даже тогда, когда по-видимому ему невкусно или больно. Такая же вера по отношению к Богу требуется от человека для спасения его души.

Что же касается жертвоприношений, то ребенку (именно ребенку, не подростку, не юноше) я ответил бы так:

"Знаешь, я тебя хорошо понимаю: тебе жалко овечку или козочку, которую приносили в жертву. Любое существо, которое хочет жить, вызывает у нас сочувствие. Нам жалко птичку с перебитой лапкой или котенка или щенка — это правильно и хорошо. И Бог очень радуется тому, что ты именно так чувствуешь и понимаешь это. А знаешь, почему Он радуется? Потому, что Он всех нас очень любит: и людей и животных и весь мир, который Он создал. Но людей Он любит особенно. Господь создал нас совершенно свободными: мы можем любить, а можем не любить, можем быть добрыми, а можем — злыми и жестокими. Дело в том, что Он хочет, чтобы мы сами захотели быть добрыми. Если кого-то насильно заставляют делать добро, то это же не настоящее добро, ты же согласен со мной?

Но человек почти сразу выбрал грех и зло. Грех — это не просто плохой поступок, это болезнь, которая овладевает человеком и заставляет его страдать. И болезнь эта передается по наследству. Когда первые люди лишились Рая (об этом должна быть отдельная беседа) с первых дней они стали приносить жертвы Богу: самое лучшее из всего, что они ели — растения и животных (ты же ешь котлеты, которые готовит мама, да?). Жертвы были нужны по нескольким причинам: чтобы люди не забыли Бога, Который создал все вокруг, а еще — чтобы они учились отдавать лучшее, что у них есть и не стали совершенно грубыми и злыми, привыкнув все лучшее присваивать себе, а с другими не делиться вовсе. Для нравов того времени это было необходимое выражение веры, но Бог хотел, чтобы все было иначе. Он хотел, чтобы люди стали такими, что им бы не нужно больше было приносить жертвы, чтобы любить Его и друг друга.

И поэтому Он отдает Своего Единородного Сына в жертву за всех людей. В маленьком городке под названием «Дом Хлеба» родился  ребенок, Который одновременно с тем был Богом. Он прошел очень трудный путь, о котором я не расскажу тебе в одной беседе. Он умер на Кресте для того, чтобы помочь каждому из нас исцелиться от ужасной болезни — греха. Чтобы мы могли перестать быть злыми, жадными, жестокими и неблагодарными. Он отменил все жертвы и сказал, что они Ему не нужны. Вместо этого Он Сам стал жертвой и создал Церковь Свою — собрание людей, среди которых приносится Бескровная Жертва — хлеб и вино, которые становятся Телом и Кровью Иисуса Христа. И если мы с тобой причащаемся их, то в наших с тобой венах течет Его Кровь. И именно это дает тебе возможность чувствовать любовь и сострадание. И Он, отдавший Свою жизнь за тебя, очень радуется тому, что ты — добрый человек, сердце которого отзывается на страдание Его творения.

Храни Вас Господь!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке: Авраам приносит в жертву Исаака, Гюстав Доре, фрагмент

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
5
0
Сохранить
Поделиться: