...Пушистых котов нужно вычесывать почти ежедневно, а еще лучше – просто ежедневно, потому что иначе они, вылизываясь, глотают много шерсти, а потом их рвет тугими шерстяными колбасками, так что можно представить себе, как им плохо, когда шерсть забивает желудок. Продается специальная паста, которой котов нужно кормить, и тогда шерсть растворяется. Но это довольно дорого.

Вычесанная из Мишки шерсть, скопившаяся за годы, была отдана на прядение; получился небольшой клубок голубоватого пуха, несравненно более нежного, чем любой другой. Когда клубок принесли, я предъявила его на просмотр естественному владельцу шерсти. Изумлению его не было предела; он явно никогда в жизни не встречал кота такой странной формы. Ходил вокруг, нюхал, даже, кажется, пожимал плечами и поднимал брови. А на спряденную собачью шерсть реагировал гораздо более спокойно.

Всему этому мы потихоньку учились — учились понимать нашего кота. Попутно установили, что некоторые его волеизъявления вполне можно сформулировать человеческим языком; поэтому когда я пишу про какие-то котовые речи, то это наша собственная вольная интерпретация, в правильности которой мы, однако, более-менее уверены.

Поскольку существует мнение, что коты и другие звери могут попасть в Царство Небесное, мы задумались над проблемой их райской речи и пришли к выводу: говорить они не будут, но мы будем их понимать, потому что очистимся от греха.

Но вот чего не было у нас с Мишкой и, по-моему, вообще быть не должно, это уподобления кота человеку, сюсюкания вроде «подожди, сыночек, сейчас мамочка тебя накормит». Никаких сыночков и мамочек! Зверь — он зверь и есть, и если в этом своем качестве он прекрасен и совершенен, то как человек он может быть только жалким уродом. В этом смысле булгаковское «Собачье сердце» — очень убедительный рассказ о том, как из симпатичного в общем пса получается прескверный человек. Тем более что мы не можем отрицать наличия у животных души, поскольку они выказывают богатейшие эмоции и их понятия о добре и зле, пожалуй, более обширны, нежели у соловьевского готтентотаДля тех, кто не читал «Три разговора» В.С. Соловьева: тоттентот, отвечая на вопрос христианского миссионера, утверждает, что добро — это когда он угоняет чужих коров и похищает чужих жен, а зло — это когда у него угоняют коров и похищают жен., но вот насчет духовности… Конечно, Дух дышит, где хочет, но даже интуитивно чувствуется, что животных Он может разве чуть коснуться, да и то если они живут в тесном контакте с людьми (конечно, они, как и растения, обладают «простейшим», если можно так сказать, из даров Духа — даром жизни).


Будут ли говорить коты в Царстве Небесном?

Этот рассказ – отрывок из новой книги Марины Журинской «Мишка. О любви к Божему созданию».

Марина Андреевна Журинская (1941-2013) — основательница и главный редактор православного просветительского журнала «Альфа и Омега», автор множества статей и эссе на богословские и духовно-нравственные темы. Сюжеты ее текстов часто брались из повседневной жизни — так, по просьбе друзей Марина Андреевна записала свои устные рассказы о необыкновенном коте, но получилось глубже: бесхитростные истории учат духовному отношению к твари, заражают любовью и повествуют о жизни удивительного человека, много сделавшего для церковного возрождения. Дополнения — статьи «Мир как содружество», «О самых меньших братьях», интервью «Животные рядом с человеком» — были опубликованы в журнале «Альфа и Омега».

М.: Никея, 2020. — 240 с.

6
0
Сохранить
Поделиться: