ЗАКАРПАТЬЕ

Фотопутешествие по земле русинов

Православие на эту землю принесли святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Их ученики основывали здесь монастыри. К тому моменту, когда Киевская Русь принимала крещение, русины уже более ста лет исповедовали Православие.

Закарпатье манило давно. С одной стороны, хотелось увидеть, как живут православные где-нибудь за пределами Золотого кольца, с другой — мечтал побывать на земле, где родилась и выросла моя мама. Решение о поездке было принято быстро, и спустя неделю мы с женой уже оказались в Мукачево.


Сельская церковь и кладбище


Утренний пейзаж

Закарпатье (Закарпатская область)
область на западе Украины с административным центром в Ужгороде. В разные периоды истории территория Закарпатья входила в состав Великой Моравии, Киевской Руси, Венгерского королевства, Трансильвании, Австро-Венгрии, Чехословакии. В 1945 году вошла в состав Украинской ССР. Сегодня в Закарпатской области Украины проживает свыше миллиона человек.


Отец Михаил, духовник Иоанно-Предтеченского женского монастыря

Наши опасения по поводу проблем с русским языком и процветающей на Украине антипатии к россиянам, о чем так часто пишут СМИ, оказались напрасными. Люди здесь открыты, гостеприимны и доброжелательны, хотя жизнь в Закарпатье непростая — большинство населения ездит на заработки в Европу и Россию. И вот что удивительно: преодолев больше 2000 километров, мы не встретили на своем пути ни одного села, где не стоял бы как минимум один храм. Мы не видели ни одной заброшенной или обветшавшей церкви. Жертвовать часть заработанных денег, как здесь говорят, «на церкву» — обычное дело. «Хочется иметь свой храм, — объясняет житель села Залом Иван Балаж. — Вот мы в 1997 году и начали строить церковь Рождества Иоанна Предтечи. Никаких спонсоров у нас не было. Расписывал храм наш учитель физики, он не профессиональный художник, а самоучка. На профессионального художника у нас денег нет». Зачастую сельчане сами бескорыстно работают на строительстве храма. «А иначе все это растянется на годы, — объясняет Василий — пономарь новенькой церкви Рождества Богородицы в крохотном селе на пути к высокогорному озеру Синевир. — Мы вот эту церковь за пару месяцев построили. Недавно паникадило купили, сейчас собираем средства на церковную утварь».


Спасо-Преображенский мужской монастырь. Строящийся храм


Введенский женский монастырь в селе Кушница

Русины —
восточнославянская этническая группа. Русины населяют Закарпатскую область Украины, Восточную Словакию, также есть диаспоры в Венгрии, Сербии, Хорватии, США, Канаде, Австралии, России.

На заре становления государственности восточных славян — Киевской Руси — земли русинов населяли славяне. С тех времен эта территория называется Подкарпатская Русь.
Предки русинов приняли христианство, вероятнее всего, еще во время миссионерской поездки свв. Кирилла и Мефодия в Великоморавское княжество (вторая половина IX в.). Так или иначе, но Кирилл и Мефодий считаются не только «апостолами славян», но и святыми покровителями Подкарпатской Руси.

Русины изначально были православными (Сербского и Константинопольского патриархатов), но, находясь в многовековой изоляции, под влиянием Флорентийской и Брестской унии перешли в грекокатолицизм. Чтобы сохранить византийский литургический обряд, Православная церковь Подкарпатской Руси вступила в унию с Римом, образовав Русинскую грекокатолическую церковь (Ужгородская уния 1646 года). Нужно отметить, что уния насильно насаждалась католическим Австрийским государством, и в Закарпатье сопротивление ей оказывалось все годы ее существования.
В XX веке часть верующих русинов, принадлежащих к грекокатоликам, стала возвращаться к православной религии. Запрет, наложенный на грекокатолическую церковь в СССР в 1946 году, ускорил этот процесс. Ныне более 60 % русинов Закарпатья являются православными, а 35 % — грекокатоликами.


Серафимовский женский монастырь. Иршавский район, село Приборжавское.
Лестница на снимке ведёт к храму Св. прп. Серафима Саровского

Вообще самое яркое впечатление от Закарпатья — это знакомства с людьми. Они — открытые, простые и скромные, без жалоб на трудности и недостаток средств, спокойно делающие свое дело. Вот, например, духовник Иоанно-Предтеченского монастыря отец Михаил, который устроил нам настоящую экскурсию и подробно рассказал о том, как тяжело восстанавливали эту обитель. И только часа через полтора, когда мы уже прощались, старенький священник признался, что он награжден орденом Св. Владимира II степени и что Иоанно-Предтеченский — третий по счету монастырь в Закарпатье, в восстановлении которого он принимал участие. Или иеромонах Киприан из горного Свято-Троицкого мужского монастыря, где живут всего четыре монаха. Посмеиваясь, он рассказывал, как зимой, когда снегом заметает все дороги, они таскают на себе продукты снизу — «из деревни». «А живем мы хорошо — тихо, спокойно. Здесь место непростое, — добавил он напоследок. — Ведь первым настоятелем нашей обители был Алексий Карпаторусский».


Иеромонах Киприан из Свято-Троицкого мужского монастыря

Или сестра Еликонида из Кирилло-Мефодиевского монастыря, которая искренне недоумевала: почему мы удивляемся тому, что монахини своими руками строили обитель — мешали цемент, таскали камни из реки, красили купола и золотили иконостасы. «Сила Божия в немощи человеческой!» — улыбалась она в ответ на наши вопросы. А вот игуменья Екатерина из Успенского монастыря в селе Угля. Она возглавляет одну из древнейших обителей Закарпатья (монастырь основан в X веке) уже двадцать лет. 85-летнюю матушку мы застали в церковной лавке, где она старательно раскладывала свечки и книги. Или священник храма св. Димитрия Солунского на Угольской горе, где хранятся мощи преподобного Иова Угольского. Отец Иоанн вынес показать нам митру преподобного, украшенную образом Сергия Радонежского. «Преподобный Иов дуже чтил Сергия Радонежского», — с гордостью сказал он. Не могу не вспомнить и иеромонаха Амфилоха из Свято-Николаевского мужского монастыря. Рассказ отца Амфилоха об «апостоле Подкарпатской Руси» — Алексии Карпаторусском, основавшем эту обитель, был гораздо увлекательнее всего того, что мы прочитали о преподобном раньше. Здесь — в храме Николая Чудотворца — хранятся мощи Алексия Карпаторусского, а его Библия и пастырский жезл — величайшие ценности обители.


Храм в Свято-Николаевском мужском монастыре


Игуменья Екатерина. Успенский женский монастырь. Тячевский район, село Угля

И еще одна маленькая, но красноречивая деталь: в городах и селах здесь не ставят ни высоких заборов, ни решеток на окнах. А из 17 монастырей, в которых мы побывали, по пальцам одной руки можно пересчитать те, которые окружены более или менее серьезными стенами. Да, монастыри не слишком богаты, убранство местных церквей, конечно, скромнее, чем в храмах крупных российских городов. Но все чисто и ухоженно, все сделано с любовью. Так что сразу понимаешь: заборы и решетки здесь не ставят не потому, что не боятся воров, а потому, что люди не боятся доверять друг другу.


Церковь Рождества Иоанна Предтечи в селе Залом. Расписана местным учителем физики


Храм в Свято-Покровском мужском монастыре

Схиархимандрит Алексий (Кабалюк) (1877 — 1947) — карпаторусский православный священнослужитель, миссионер и общественный деятель. Благодаря проповеди святого, в Православие перешли десятки тысяч униатов (католиков Восточнокатолических церквей, следующих византийской литургической традиции). Как общественный деятель, отстаивал национальную идентичность русинов. Местночтимый святой Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), почитается как преподобный Алексий, карпаторусский исповедник.


Архангело-Михайловский женский монастырь

 Блог фотографа Александра Бурогоnefte.livejournal.com

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.