Хочу раздвинуть горизонты

О кинематическом экспрессионизме Николая Чередниченко

Он начал рисовать на Рождество, что, как говорит сам художник, символично. 30 профессий, самые разные области — от слесаря и театрального звукорежиссера до продавца антикварной мебели и дизайнера ресторана — были постепенными шагами к тому, что по-настоящему интересно. 

Иерусалим. 2004 г.  Холст, масло

Он экстравагантен: ходит в круглых очках с гладко выбритой лысиной и серьгой в ухе, устраивает смелые перформансы для бизнесменов, такие, как «Черный квадрат Малевича. Взгляд изнутри», режет по дереву и называет свою живопись «моновизуальный кинематический экспрессионизм», эпатируя публику не только термином, но и самими работами. При этом художник, как человек верующий, убежден, что его живопись религиозна в своей основе, ведь тема его творчества — все, что сотворено Богом. 

В 1991 году, принеся свои картины на вернисаж перед Центральным домом художника, он был в недоумении, когда работы были раскуплены в какие-то несколько часов, а на заработанную валюту можно было безбедно существовать со своей семьей месяца три-четыре. Ценители современного и авангардного искусства быстро обнаружили в художнике потенциал и самобытность. На него посыпались заказы и награды, одна за другой открывались персональные выставки: пришла слава. Одна из его картин была приобретена и вывешена на всеобщее обозрение в вестибюле Публичной библиотеки Кеннеди в Нью-Йорке рядом с картиной Ван Гога. И все это на фоне некоторой обособленности и закрытости художника, который не примыкает ни к каким течениям, художественным направлениям и живописным школам. Еще большей неожиданностью для Чередниченко стало то, что он дважды был удостоен премии Виктора Попкова, престижной награды в области современного искусства.

Ожидание. 1997 г.  Холст, масло

«Никогда не думал, что буду номинирован, и уж меньше всего ожидал, что получу эту награду дважды. (Вообще, дважды ее не дают), — говорит художник. — Помню, как однажды в Москву привезли мощи Иоанна Предтечи. Мне удалось побывать в храме Христа Спасителя, приложиться к святыне, и сразу же, вернувшись домой, я написал работу под впечатлением от посещения храма. Работу увидел академик Рожин, проректор московского государственного академического института имени В. И. Сурикова, предложил вновь поучаствовать в конкурсе. Именно за нее я и получил второй раз эту награду».

Жизненное кредо художник формулирует с некоторым вызовом: «Я хочу, не щадя человека, заставить его включить свой мозг!» 

«Не настроение и состояние нужно писать, не веточки и цветочки, которые видишь перед собой (это было актуально в дофотографическую эпоху). Вообще, реализм мне не интересен как тема живописи. Соревноваться с Богом я не хочу. Ничего лучше все равно создать не выйдет. Меня вдохновляет то, что заставляет мой мозг трудиться, и я хочу раздвинуть горизонты, вынудить зрителя расширить свое восприятие. Каждый день я встречаю с радостью, с нетерпением ожидая, чем он удивит меня сегодня. И это удивление действительностью, свое открытие я доношу зрителю. Даже если кто-то скажет: что за ерунда? Для меня это результат: значит, зацепил. Я убежден, что если есть о художнике Промысл Божий, то он пишет, потому что не может не писать».

Храм. 2005 г.  Холст, масло

Селение. 1996 г.  Холст, масло


УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.