ХОББИ В РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ

Марки, монеты, спичечные этикетки… чего только не коллекционируют люди.

Но вот коллекцию фигурок монахов и священников я увидала впервые –

на полке у Елены МАКСИМОВОЙ, сотрудника дирекции выставки “Православная Русь“

ВО “Рестэк” (Санкт-Петербург).

Самые простые и, на первый взгляд, невзрачные – малюсенькие фигурки святых Сергия и Германа Валаамских, сделанные из свернутой в трубочку бумажки с молитовкой. Самая дорогая – бронзовая скульптура святого Сергия Радонежского. Согбенные фигуры преподобного Нила Столобенского, коленопреклоненные – святого Серафима Саровского. Искусно расписанные статуэтки святого апостола Андрея, святых Константина и Елены, святой Ольги… Сценки из жизни монахинь, веселые круглолицые священники, отрешенные деревянные странники. Удивительно, что такая нетрадиционная для русской культуры форма изображения святых и служителей Церкви, оказалась столь широко распространена: от Валаама до Греции, от тверской деревни до центра Москвы.

– У нас сложилось ошибочное мнение, – рассказывает Елена Максимова, – что изображать фигуру святого не принято в русской культуре. На самом деле – принято, просто не всюду прижилось. Но вот, например, в Нило-Столобенской пустыни изготовление фигурок их любимого святого – очень старинный промысел, который существовал испокон веков и до сих пор сохранился. Даже в Финляндии, в Музее православной культуры я встретила фигуру преподобного Нила Столобенского. И в Русском музее на витринах, где выставлена мелкая пластика, обязательно есть вырезанные из дерева или сделанные из глины фигуры монахов и монахинь. И даже традиционные куклы, которыми играли дети. А что такое игрушки? Это социальные типы. Ведь дети разыгрывают сценки: вот мужик, вот баба, вот солдат, а вот – монах и монахиня. Потому что монахи для русских детей были обычными людьми. Они жили где-то рядом, с ними общались, к ним ездили…

Рассматривать эту коллекцию очень интересно. У каждой фигурки – своя судьба и своя география. Хозяйка коллекции с увлечением рассказывает то одну, то другую историю:

– Вот эти сценки из монашеской жизни я увидела на выставке в Москве. Меня просто поразила и экспозиция, выставленная Свято-Троицким Ново-Голутвиным женским монастырем, и сами насельницы монастыря. Они все удивительно молодые, смелые, веселые! Одна из монахинь, художница, придумала изобразить в керамике все их послушания. Они и иконы пишут, и вышивают, и детский дом опекают, и даже собак разводят! Я их спрашиваю: “Ну, как вам живется в монастыре?” – “Как здорово! Как хорошо!”, – отвечают. “А у вас выходные есть? Что вы делаете в выходные?” – “Летом гуляем, отдыхаем. А зимой на санках катаемся!” Вот такие радостные девушки… Не продавали они тогда свои керамические послушания, я еле выпросила для коллекции.

– А какой критерий для Вас важен, когда Вы выбираете фигурки?

– Приятно, когда люди с любовью и старанием подходят к своей работе. Вот смотрите, здесь облачение правильно сделано, все детали аккуратно выполнены. Видимо, автор сначала узнавал, смотрел, читал. Чувствуется, что сюда много вложено. Поэтому и получается хорошо. А еще мне очень нравится юмор в этих фигурках. Ведь жизнь есть жизнь! Мы же видим: и священник, и монах тоже шутят и смеются. Они тоже люди! Я считаю, что Православие вполне допускает юмор. Ведь наша вера – не что-то отдельное от жизни. Наоборот, эта наша жизнь, она должна пронизывать все ее стороны. А вера наша – светлая, радостная. Еще у апостола Павла сказано: “всегда радуйтесь!” (1 Фес. 5:16). Это только далекие от веры люди думают, что стать православным – это значит впадать в тоску.

– Вы, наверное, большинство фигурок покупаете прямо на своих выставках. То есть для Вас и работа, и хобби соединились?

– Я очень люблю свои выставки, это самая лучшая работа в моей жизни. Для меня это праздник. Конечно, каждому празднику предшествует серьезная подготовка: перед приходом гостей нужно прилично потрудиться. Но главное, что с каждым годом все больше и больше появляется увлеченных единомышленников, которые хотят что-то придумать новое, интересное. Чтобы рассказать людям о Православии.

– У нас в журнале была публикация о том, что православными выставками люди часто подменяют для себя истинную религиозность, церковность…

– Подмены везде есть, не только на выставках. Везде есть обман и везде есть люди, которые думают, что верят, а на самом деле они не верят, а пока только собираются. Многие так же и в церковь ходят: зашел, записку подал, свечку поставил – и ушел с чистой совестью. Но вполне возможно, что даже здесь, купив книгу или поговорив с батюшкой, человек вдруг придет к истине, а не к какому-то внешнему проявлению. Ведь для Бога нет ничего невозможного… С другой стороны, для многих людей искренне верующих, благочестивых, выставка – это возможность найти какие-то нужные книги, сувениры для близких, да и просто общение. У нас в Петербурге вообще любят поговорить. Подойдут, расскажут о себе все, расспросят, и даже если ничего не купят, – участники все равно довольны: зато они узнают народ. Выставка – это возможность побыть среди своих родных людей, среди единомышленников, единоверцев. Одна женщина даже воскликнула: как же, оказывается, нас много!.. Да, действительно, нас много – и это радость! Мне очень хотелось бы найти людей, у которых такое же увлечение. Мой рабочий телефон: (812) 320-80-95.

– Наверное, на Вашу коллекцию пришлось затратить немалые средства, ведь многие сувениры довольно дорогие…

– Ну, пусть для меня это дорого. Но ведь я понимаю, что это мой вклад, моя лепта в помощь монастырям…

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.