Взгляд из Греции,

Россия и Русская Церковь глазами иностранной журналистки

Мария Антониаду, обозреватель газеты «Вима», Греция:

Каждый раз, приезжая в Россию, я понимаю, что это — великая страна, способная удивлять. И чтобы понять это, не обязательно читать русских писателей и поэтов, порой достаточно просто пройтись по городу. Мне особенно обидно, что годы «холодной войны» несколько отдалили наши народы друг от друга; что в греческой прессе об отношениях, например, наших Поместных Церквей пишут редко и, как правило, в периоды каких-то трудностей. Конечно, у читателей при этом создается ощущение, будто ничего кроме этих трудностей и не существует. Как журналист, я вижу, что писать на самом деле есть о чем.

В этом году я приехала в Россию в третий раз. До этого бывала здесь в начале 2000-х и 2009 году, в дни Поместного Собора. Поводом для нынешней командировки стал визит в Россию Патриарха Константинопольского Варфоломея.  Достаточно сказать, что так, как здесь, его не встречали нигде в мире. На меня неизгладимое впечатление произвели торжества в День славянской письменности и культуры, когда вместе с Патриархом Кириллом Патриарх Варфоломей говорил перед многотысячной толпой. Ни в одной другой стране мира я не видела такого внимания. Обычно на встречу с Патриархом приходят представители греческой диаспоры, здесь же его слушали люди, говорящие на другом языке, и как слушали!  Было видно, что его слова им очень важны.

Наверное, это одна из главных черт верующих россиян — уважение к Церкви и благочестие. Русские, по моим наблюдениям, очень серьезно относятся  к богослужению, молятся с удивительной самоотдачей. У нас в Греции в православных храмах установлены скамейки, у вас их нет, однако люди выстаивают службы часами, и людей очень много. А как скромно одеваются прихожане в русских церквях! Честно говоря, у нас женщины, идя в храм, почти никогда не надевают платков. У вас все иначе. И для меня это еще одна черта, характеризующая степень благочестия русских. Еще я обратила внимание на то, что в России богобоязненность понимают слишком буквально, и чувство страха Божия для русских важнее, чем любовь к Богу.

Мой покойный духовник учил меня с самого детства быть свободной и любить Господа, исполнять Его заповеди, почитать Его, но не бояться. Православие —  религия не страха, а радости. Если же люди утрачивают это чувство, то все превращается в озлобленность и слепой фанатизм, совершенно нехристианские явления. Увы, эту проблему современной России и, как следствие, церковной жизни игнорировать нельзя.

А еще, как я заметила, журналистам в России работать очень непросто. Здесь не привыкли ценить журналистскую работу по достоинству и соответственно пользоваться ее плодами. Касается это не в последнюю очередь и священников, которые порой игнорируют прессу, а порой просто не умеют с ней общаться. Но что не может не радовать, так это внимание Патриарха Кирилла к журналистской братии. Совершенно очевидно, что он не только знаком с нашим трудом, но и ценит его и понимает, как и где применить этот ресурс во благо Церкви и ради проповеди христианства.

Все то, что я извлекла из опыта пребывания здесь, позволяет мне надеяться на скорое возрождение Русской Церкви. Главное, на мой взгляд, для России сегодня — это осознать, насколько важное место занимает Православие в ее культуре. Мне, гречанке, странно наблюдать идущие в вашей стране споры вокруг роли Православия в обществе. В Греции, например. богословие всегда было и остается одной из важных академических дисциплин, а день памяти трех богословов (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) — государственный праздник и нерабочий день. Не понимаю, что в этом удивительного? Без этих людей просто не было бы современной Греции, не было бы нашей культуры. Также как без святых Кирилла и Мефодия не было бы того языка, на котором писали Толстой и Достоевский.

Контекст визита

Вселенский Патриарх Варфоломей находился в России с визитом 23–31 мая 2010 года.

Глава Константинопольского Патриархата носит титул Вселенского традиционно со времен Византии. Тогда он обозначал, что в юрисдикцию Патриарха входила вся империя. В отличие от Католической Церкви, где римский первосвященник обладает властью надо всеми епархиями по всему миру, православный Вселенский Патриарх не руководит другими Поместными Церквями. Но он обладает особым «первенством чести»: во время богослужений с участием глав других Церквей его имя по традиции упоминается первым.

Во время визита в Россию Патриарх Варфоломей принял участия в ряде богослужений в Москве, Санкт-Петербурге, в Троице-Сергиевой Лавре и на Валааме. Совместно с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом он посетил торжества по случаю Дня славянской письменности и культуры. Главы двух Поместных Церквей обсудили ряд важных проблем, в том числе вопрос о скором созыве Всеправославного Собора, в котором должны принять участие православные со всего мира.

Покидая Россию, Патриарх Варфоломей обратился к россиянам со словами: «Мы уезжаем телесно, но не духовно, и оставляем вас в руках Божией любви и Божия человеколюбия. Радуйтесь, братья! Радуйтесь, чада! Радуйтесь, друзья! Радуйтесь все! Всегда радуйтесь о Господе!»

Фото: Патриархия.ru

Перевод с греческого — Никона Григоренко.

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • ТАМАРА
    Ноябрь 29, 2015 22:37

    милые греческие братия и сестры по вере. как вам сейчас тяжело. НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ГОСПОДА ,И ОН ВАМ ПОМОЖЕТ!!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.