ВЫХОД В ИНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ Калужский художник Рустам Ахмедов пришел к вере уже в зрелом возрасте. Он родился и вырос в Душанбе в традиционно мусульманской семье, но дома в те времена о вере говорить было не принято. И первые представления о мире религии складывались у Рустама под впечатлением от прочитанных «Легенд и мифов древней Греции».

Позже, уже будучи студентом Республиканского художественного училища им. Олимова, он написал картину на тему греческого мифа: старец Харон перевозит душу умершего через Стикс. Рустам тогда не мог даже представить себе, какую странную и значительную роль эта картина сыграет в его судьбе.

Он закончил училище, много работал, неплохо зарабатывал. Жизнь текла размеренно и благополучно, но после развала СССР в Таджикистане началась война. Рустам вспоминает, как в окна его мастерской влетали шальные пули, свистели возле головы и плющились о бетонную стену… Жить в Душанбе стало просто опасно, и художник вместе с родными переехал в Россию.

Семья Ахмедовых поселилась неподалеку от Калуги, в деревушке возле монастыря Тихонова Пустынь. Тогда же, в 1991 году, Рустам поступает в Московский государственный академический институт им. Сурикова на отделение станковой живописи, где проходит обучение в мастерской народного художника России, академика Николая Андронова.

Это было время, когда религия в нашей стране перестала быть гонимой. Рустаму было уже за тридцать, в душе накопилось множество проблем и вопросов, связанных с верой в Бога. Однажды сокурсник по институту предложил ему пойти к знакомому священнику: «Удивительный человек; вот увидишь, он все твои недоумения сразу разрешит».

Священник жил в обычной московской квартире, но, когда друзья позвонили и хозяин открыл им дверь, Рустаму показалось, будто перед ним открылся выход в иную реальность: в дверном проеме стоял… тот самый перевозчик Харон с его старой картины. Портретное сходство было настолько точным, а впечатление столь сильным, что Рустам на секунду потерял сознание, и товарищу пришлось подхватить его под руку. Этим священником был отец Димитрий Дудко.

Потом Рустам еще много раз придет в эту квартиру, священник станет его близким другом, а впоследствии — духовным отцом. Та, первая их встреча, действительно оказалась для художника началом дороги в новый, неизведанный еще мир веры. Рустам стал православным христианином.

И, конечно, такая серьезная перемена не могла не отразиться на его творчестве.

Картины Рустама удивительным образом раскрывают именно православное понимание христианства. На полотне великого Рембрандта отец благосклонно принимает кающегося блудного сына, припадающего к его ногам. У Рустама же отец настолько рад видеть вернувшегося сына, так спешит ему навстречу, что сам спотыкается, падает на землю и обнимает его, уже стоя на коленях. …И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его (Лк 15:20). Если вспомнить эти евангельские слова, становится ясно, насколько точнее выражен смысл этой притчи в картине Рустама Ахмедова.

На картине «Гости» художник изобразил еще один классический сюжет — поклонение волхвов. Казалось бы, почти святочная картинка: яркие краски, симпатичные животные, нарочито упрощенный общий стиль... Но есть здесь один неожиданный и очень важный момент — Иосиф-обручник отвернулся в сторону от Младенца, к которому устремлены взгляды всех остальных персонажей картины. Христос родился от Духа Святого, и Иосиф не имеет к Его Рождеству никакого отношения — он лишь хранитель девства Марии. Таким простым приемом художник сумел передать глубочайший богословский смысл воплощения Христа.

А в ветхозаветной истории жертвоприношения Авраама руку с ножом отводит ангел, в очертаниях лика которого невозможно не узнать Христа. Так смело свести в одной картине Ветхий Завет с Евангелием может лишь глубоко верующий и знающий свою веру художник.

У святых на полотнах Рустама Ахмедова нет нимбов. Его учитель, академик Николай Андронов, говорил: «Не нужно писать на картине нимб, нужно написать святого так, чтобы нимб сам над ним появился».

Такой метод трудно понять умом, но зато увидеть его практическое воплощение совсем легко. Для этого достаточно просто посмотреть на картины калужского художника.

ВЫХОД В ИНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ
Триптих. Утро (вторая часть). 1996 г.
ВЫХОД В ИНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ
Реквием. 2003 г.
ВЫХОД В ИНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ
Возвращение. 1993 г.
ВЫХОД В ИНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ
Жертвоприношение. 2003 г.
ВЫХОД В ИНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ
Гости. 2000 г.

 

0
0
Сохранить
Поделиться: