Всё, всё пропало!

Кризисный менеджмент для детей от Ирины Лукьяновой

Только что закончились школьные экзамены. Одним семьям результаты дают повод для гордости, другим — для семейных скандалов, нервотрепки и крутых мер. Одни дети, на радость родителям, занимаются сами, других надо пинать, шпынять, стоять над душой. Можно, однако, попробовать — вместо волшебных пенделей, внушений и стояния над душой — обучить детей некоторым полезным навыкам, которые им потом очень пригодятся во взрослой жизни.

Обычно родители считают, что детские проблемы с учебой и сдачей экзаменов — это на самом деле этические проблемы. Причину их видят в том, что ребенок плохой — ленивый, распущенный, лживый, наглый, глупый. Значит, решение — ужесточить дисциплину, воззвать к совести, пристыдить, лишить досуга и удовольствий, предписать режим дня по типу «все, что не сон, — учеба».

Но очень часто эти проблемы — не только и не столько этического плана, и не учебного даже, а организационного. Дети не умеют организовывать и планировать свои дела. Они так привыкают, что это делает за них вечно стоящая над душой мама, что к подростковому возрасту не вырабатывают никакой привычки самостоятельно планировать большую работу, ставить задачи, распределять свои усилия. И когда на них обрушивается необходимость это делать — они не справляются, теряются и впадают в отчаяние. Они видят только огромную кучу несделанных дел, невыученного материала, непонятных задач, долгов, хвостов, проблем, — и у них нет ровно никаких представлений о том, как эту кучу разгребать. Некоторые, как страусы, прячут голову в песок, молчат дома, чтобы не ругали, и ждут, пока все рассосется. Некоторые ходят подавленные, с мутной и больной чернотой в глазах, и ожидают неминуемого конца: отчисления из школы или техникума (а то и вуза) и семейных драм на этой почве. Разумеется, ничего не рассасывается, а неминуемый конец рано или поздно наступает.

Лучший способ помочь ребенку справиться с такой проблемой — это научить его двум важным вещам: самостоятельно планировать свою ежедневную деятельность и справляться с авралами.

Текущие задачи — с первых лет обучения стараться помочь ребенку самостоятельно оценить: сколько надо сделать сегодня? Сколько времени на это нужно? Какая мне нужна помощь? Правда, некоторые дети не в состоянии даже толком оценить объем предстоящей работы. Если у них на месте навыка «записывать домашнюю работу и отслеживать свои хвосты» — черная дыра, это повод не для порки, а для выработки навыка. Пока ребенок не научится это делать сам — придется часть его работы взять на себя родителям: узнавать домашние задания, раз в две недели или раз в месяц связываться с учителями и узнавать, все ли сдано, что надо сдать, когда, в каком виде и к какому сроку; планировать, вместе с ребенком проверять, выполнен ли план и что осталось сделать… Это как обучение плаванию или езде на велосипеде — сначала держишь и контролируешь сам, потом потихоньку отпускаешь руки… но пока будешь все время держать — ребенок не научится это делать.

Некоторые дети очень сопротивляются — не хочу, не буду, мне не нужны ваши дурацкие уроки — но это тема для отдельного разговора. Как правило, дети быстро понимают, когда взрослый действительно хочет им помочь, и начинают сотрудничать.

Когда такому ребенку предстоят экзамены — озаботиться их сдачей надо заранее. Хотя бы в марте, если экзамены в мае-июне. Тогда еще можно купить пособия, оценить объем работы, посмотреть, сколько работы надо сделать за оставшиеся месяцы — а значит, сколько раз в неделю и какое количество задач, вариантов, билетов, вопросов надо прорабатывать.

Вторая часть — это кризисный план. Что делать, когда уже осталось совсем мало времени — и всё-всё плохо? Ребенок опускает руки, приходит в отчаяние и ложится лицом к стене ждать ужасного конца. Но на самом деле обычно никакого конца света не происходит: и дела не так гибельно запущены, и учителя не так зверски жаждут крови, как кажется отчаявшемуся школьнику. Алгоритм разгребания кучи проблем примерно такой: делаем из большой и страшной проблемы задачу, требующую решения, и разбиваем ее на серию более мелких задач; ищем способы и ресурсы, чтобы с ними справиться. Первое, что надо сделать — это оценить масштаб жертв и разрушений: сколько запущено? Сколько прогуляно? Сколько незачетов? Сколько работ надо сдать и к какому сроку? Каковы приоритеты: что самое срочное, самое важное, самое сложное? Что можно сделать легко, быстро, самостоятельно или с минимальной помощью? Чаще всего оказывается, что страшный хвост по ужасному предмету ликвидируется довольно просто: прийти и сделать две лабораторных работы по полчаса каждая, сдать одну письменную работу объемом в несколько страниц или устный зачет по двум главам учебника…

Выяснить, что можешь сделать самостоятельно. Выяснить, что не можешь сделать самостоятельно, где найти помощь — или информацию о том, где ее взять. Оценить свои ресурсы: в чем мои сильные места? Где у меня нет проблем? На что я могу опираться? Там, где можешь справиться сам — распределить время: сколько часов в каждый из оставшихся дней мне на это нужно? Чем я могу пожертвовать, чтобы высвободить время? Найти союзников — доброжелательных учителей, понимающего классного руководителя, готового взять на себя посредничество в трудных разговорах. Найти помощников — ими могут оказаться не только одноклассники, но и родители, и друзья родителей. Удивительно, но людей, готовых бескорыстно помочь, не так мало, как кажется. Именно помочь, а не сделать за ребенка эту работу — хотя порой встречаются такие случаи педагогического самодурства, когда и это дикое решение оказывается меньшим из зол.

Нередко все упирается в личные конфликты с учителями. Или младенчику стыдно показываться им на глаза после прогулов. В этих случаях родители или классный руководитель могут прийти к учителю вместе с ребенком и личным примером показать, как можно договариваться — вместо эскалации конфликта и ухода от него. А вот если учитель отказывается от компромисса и выбирает конфликт — ребенку будет очень нужна поддержка взрослого.

В запущенных случаях очень полезно бывает составить наглядную таблицу, список, график сдачи хвостов — и вычеркивать из него все сданное и сделанное.

Наконец, очень важно всегда иметь запасной план и заранее представлять себе, что делать в худшем варианте. А если будет двойка по ГИА — что мы делаем тогда? А если два ЕГЭ на двойки — что тогда? Куда ребенок идет учиться, где получать аттестат? А если работать — то куда и кем? Кто поможет трудоустроить его? А если не попадает на бюджет в выбранный вуз — то куда? Есть ли возможность платить за обучение? Какие есть альтернативные варианты?

Собственно говоря, все это — обычная практика решения задач. Профессионалы, под чьим началом работает хоть несколько людей, обычно все это прекрасно знают и умеют. И родителям кажется, что они всегда это знали и умели, все всегда делали сами, — и мало кому приходит в голову научить ребенка основам ведения личных дел, планирования, организации, тайм-менеджмента и разрешения кризисных ситуаций. Хотя все это нужно детям уже сейчас и не раз пригодится во взрослой жизни. Кстати, не надо ждать марта, чтобы научить детей всему этому. Можно взять список для летнего чтения и начать практиковаться уже сейчас.

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Июнь 27, 2013 18:06

    Уважаемая Ирина! Спасибо за полезную статью — просто и понятно рассказано, надеюсь смогу применить на практике. С уважением. Наталья Баева

  • Июнь 28, 2013 0:52

    статья очень интересная….легко и красиво написано…..все имеет свою логичность и завершённость, но это в многих ситуациях просто не работает,а точнее нет объяснения……графики-распорядок(это всё хорошо и дисциплинирует,собирает человека и организует) на многие вопросы и действия не дают ответ-пример—парень или девушка окончили школу,все есть цели в жизни -график-расписание по привычке ,как в дневнике на недели и годы сформировались -,но получает права на вождение автомобилем и совершает дтп и бежит от этого подальше оставляя после себя беду……график и расписание уже не поможет….вот ответственность,да—но как её сформулировать и тем более научить человека-детей и потом отпустить в океан жизни,чтоб не пропал,это огромная задача и выбрать методы д для получения результата и здорового крепкого общества это выбор остается за взрослыми,мам и пап(но когда папа проживает вместе с ребенком и на оборот-то есть семья не полноценная)…..да к слову в Конституции РФ нет статьи которая гарантировала права отца как отца,а то и в некоторых ситуациях органы опеки и попечительства причисляют отцов к третьим лицам без решения суда—.им просто так захотелось или такое настроение и не мешайтесь ..мол не видите мы занимается делом—радея за наших и ваших детей…..отошли от темы…просто нужно перестать при воспитании детей лгать и только тогда дети скажут что такое хорошо а что такое плохо,и будут также в этом разбираться и быть ответственными…а как это сделать —решают взрослые,начиная от мам и пап,учителями и государственными деятелями,,, нет универсального средства,но лучше его искать и работать над этим,чем терять своих детей …самих себя

  • Июнь 28, 2013 1:01

    график и расписание не формирует ответственность—этим занимается МАТЕРИАЛ обучения с методикой преподавания ….аналогия —подготовка солдат,есть программа по которой работают и обучают инструкторы и как те обучили так и будет выполняться поставленная задача

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.