В Высоко-Петровском монастыре Москвы возрождается одна из богослужебных традиций допетровской Руси – изнесение на середину храма Влахернской иконы Божией Матери, перед которой будет совершено пение Акафиста.

31 марта в 17.00, накануне праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, в центр Сергиевского храма обители икона будет изнесена для торжественного пения перед ней Акафиста - первого акафиста, составленного Церковью, сообщает пресс-служба монастыря.

- Еще в XVII веке, после принесения в Москву, Влахернская икона Богородицы вошла в литургический обиход Третьего Рима. Ежегодно в пятую субботу Великого поста, когда читается Акафист Пречистой Деве, в Успенском соборе Кремля святой образ полагали в центре храма на аналое, «меж амвона и царских дверей», и читали Акафист именно перед ним, - рассказал наместник Высоко-Петровского монастыря игумен Петр (Еремеев).

По словам отца Петра, данная традиция, «символизирующая духовную связь православных столиц - Константинополя и Москвы, прервалась почти одновременно с упразднением Патриаршества».

Напомним, что в начале марта 2017 года древний список Влахернской иконы Божией Матери вернулся в Высоко-Петровский монастырь.

В праздник Похвалы Пресвятой Богородицы в обители пройдут богослужения:

Утреня с пением Акафиста Пресвятой Богородице - 31 марта (пятница) в 17.00

Литургия в Субботу Акафиста - 1 апреля (суббота) в 8.30.

Справка

Высоко-Петровский список Влахернской иконы Божией Матери датируется 1701 годом. Икона попала в обитель вскоре после окончания масштабного строительства, осуществляемого здесь Петром I в конце XVII века.

В первое время образ пребывал в Петровском соборе, освященном ранее, после реконструкции, в присутствии царей Петра I и Иоанна V. Позднее икона была перенесена в Сергиевскую церковь, построенную и освященную в память о спасении в Троице-Сергиевом монастыре будущего императора Петра и рода Нарышкиных во время стрелецкого восстания.

Образ представляет собой ковчег, в котором высоким рельефом вырезано изображение Богородицы с Младенцем. Нимб вокруг лика Божией Матери, также устроенный наподобие ковчега, как и сильно углубленный фон вокруг фигур и пять круглых углублений на нимбе Спасителя, предназначались для размещения многочисленных частиц мощей, залитых воском. Сами рельефные изображения на списке выполнены в дереве, покрыты левкасом и расписаны темперой.

На правом боковом поле иконы написано: «Построен сей святой образ в лето 7210. От рождества же по плоти Бога 1701 месяца ноября 8 день. Венец же у сего образа исполнен святых многочислено в заступление наша».

В настоящее время нет единой точки зрения на историю появления Влахернской иконы в Высоко-Петровском монастыре.

Согласно сведениям П. Казанского, около 1847 года резная икона Влахернской Богоматери еще стояла слева от Царских врат в монастырской церкви Петра Митрополита, а уже в конце XIX века икона находилась в храме преподобного Сергия Радонежского.

После закрытия монастыря в 20-е годы ХХ века икона, уже без драгоценного оклада, попала в коллекцию Государственного Исторического музея, откуда в 1990 году была передана в храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.

Возвращение чтимого Высоко-Петровского списка Влахернской иконы Божией Матери стало результатом возрождения монашеской жизни в стенах Высоко-Петровского монастыря. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла монастырь изготовил копию этой иконы в дар храму Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове в память о том, что эта монастырская святыня почти тридцать лет пребывала под сводами этой церкви.

Читайте также:

О православной иконописи и ее главных святынях читайте тематические материалы «Фомы».

 

Фото с сайта vpmon.ru

0
0
Сохранить
Поделиться: