ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ

"День добрый. Ситуация такова. Я хочу принять крещение (уже довольно давно). Но налицо факт: уже несколько лет я живу с девушкой вне брака. Мы собираемся обязательно узаконить наши отношения, но не беремся сказать срок, в который это произойдет, т.е. расставаться мы не хотим. Живем вместе. Священник местного прихода сказал мне, что это не помеха моему крещению (т.к. мы стремимся к нормальному браку), но другой священник сказал, что это блуд, и мне следует прежде порвать с ним (с блудом), потом креститься, а затем венчаться. Честно говоря, не представляю себе, как я смогу это сделать. Скорее всего, это для меня невозможно…

Но это очень важно для меня, подскажите, как быть. Креститься хочу не для проформы, искренне.

Спасибо за ответ.

 


Олег

 

Отвечает священник Александр ЛАВРИН, клирик храма Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" в Царицыно, г. Москва:


Уважаемый Олег, хотелось бы сначала уточнить, какой смысл Вы вкладываете в слова "узаконить отношения": роспись в загсе или "…креститься, а затем венчаться". Дело в том, что Церковь принимает гражданский брак. Она утверждает, правда, что он безблагодатный, но не говорит, что это блуд. Последним называется сожительство без оформления отношений.

Это и понятно, так называемый штамп в паспорте никогда не бывает только формальностью. Он говорит о том, что молодые люди готовы (т.е. не боятся) взять на себя всю полноту ответственности (в том числе и юридическую) за будущую семью и, безусловно, доверяют друг другу. Если отношения таковы, то "документы" действительно становятся пустяком и формальностью, поэтому делаются легко и естественно.

Если же этот "пустяк" сделать трудно, то он перестает быть и формальностью. Как правило, это результат неуверенности в отношениях (в себе, друг в друге). Но все же в основе сердечных человеческих отношений лежит доверие. Тоже и в вере. Мы не просто признаем факт существования Бога. В конце концов, два человека могут знать друг о друге, что да, они существуют, но в жизни, как говорится, так и "не пересечься".

Вера как раз и складывается из доверия и верности, как к Богу, так и к человеку, а в основе ее лежит либо стремление любить, либо уже реальная любовь.

Взрослый человек крестится, как правило, тогда, когда он в жизни пытался найти правду, встретил на этом пути Бога, открыл Евангелие — свидетельство Иисуса Христа о самом Себе, познакомился с Его заповедями и сам бы захотел их исполнить. Для того ведь и крестятся, чтобы стать причастным Богу и Его помощью исполнить Евангельскую жизнь. Но это предполагает безусловное согласие с Его словом.

Так и в жизни, если мы кого-то любим, каждое слово и каждый нюанс жизни любимого человека для нас значимы.

Что касается венчания, что ж, до него, действительно, в известном смысле, нужно дорасти, ибо смысл его в том, что люди, познав ограниченность своей любви, хотят благодатных отношений, когда их уже не двое, а трое — между ними Христос.

Поэтому, формально, Вы, конечно, можете креститься, исповедав свою веру в Иисуса Христа как Сына Божия. Но если "жить с девушкой вне брака" — Ваша принципиальная позиция, Вы сразу войдете в противоречие с самим собой, поскольку, как сами говорите, хотите креститься искренне. Ведь тогда искренне же Вы захотите исполнить и Христовы заповеди.

Но самое главное, если Вы не хотите расставаться со своей любимой девушкой, то по существу, ничего не должно Вам помешать жениться на ней и строить настоящую семью.

* * *

Добрый день Вам, я считаю себя формально верующим человеком — то есть иногда захожу в церковь, нерегулярно исповедуюсь — делаю это, в общем, по собственному принуждению, скорее, чем по внутреннему желанию. Более того, регулярно совершаю достаточно грешные с точки зрения церкви поступки — вступаю в половую связь с женщинами. Вопрос такой: имея понимание на словах, что блуд и прелюбодеяние — это плохо — я этого совершенно не чувствую, хотя и хотел бы. Внутренне мне совершенно неочевидно, что соитие двух людей — грех. При этом я достаточно искренне хочу заставить себя изменить свое поведение. Не могли бы Вы или отослать меня к литературе, которая бы помогла мне избавиться от моих греховных помыслов, или дать свою аргументацию. Спасибо Вам.

Илья

 
Уважаемый Илья, мне бы хотелось начать с реплики. Вы утверждаете, что Ваши походы в церковь и "нерегулярные" исповеди — это результат не внутреннего желания, а собственного принуждения. В связи с этим, хочу заметить, что принудить самого себя к чему-то можно исключительно по "внутреннему желанию".

Поясню, почему мне кажется это важным. У нас могут возникать желания вне зависимости от нашей воли, как бы сами по себе. Но есть и такие, которые продиктованы именно волей и убеждением.

"Христианами не рождаются, ими становятся", — говорил один из первых апологетов христианства Тертуллиан. И действительно, человеку, который решил жить по-христиански, многое в себе приходится пересмотреть. Сначала эти шаги не столько четко сформулированные, сколько совестно-интуитивные. Мне кажется, так и у Вас.

Первейшая функция совести — направлять, если мы ей не внимаем — обличать. Не только на втором, но и на первом этапе, следование ей, как правило, требует преодоления себя. Писатель В. Кожинов как-то очень честно и метко сказан "Худое всегда делается само собой, а на любое добро требуется усилие".

Так же и с Вашим вопросом. Немножко перефразируя: Вы "понимаете" по убеждению, по согласию со Св. Писанием, "что блуд и прелюбодеяние -это плохо, грех", но, по чувству, для Вас это "не очевидно". Я думаю, все же, что Вам необходимо не столько чувство само по себе (любой грех как раз тем и силен, что он — сладок именно по "слепому" чувству), сколько некий взгляд, понимание, которые бы дали Вам ощущение правды.

Есть прекрасные слова религиозного писателя Сергея Фуделя: "Половое чувство не только неизбежно в брачной любви, но оно и благословлено в ней. Однако ужасно, если брак строится только на нем. Основать брак можно только на дружбе, а пол пусть приходит после и только тогда, когда это нужно. Пол ненасытен как чудовище, и поэтому нельзя на нем строить брак. Пусть даже и верно то, что всякая дружба с женщиной пронизана полом. Мы и не собираемся быть бесполыми. Но одно дело — собака на цепи, а другое — она же у меня на столе со всеми четырьмя лапами, пожирающая мой обед".

Неслучайно Вы пользуетесь словами не "люблю", а "вступаю в связь". Любить — это способность отдавать, во втором случае — желание взять. Любовью не занимаются, ее переживают. Это прежде всего сердечные отношения, когда интересы, сама жизнь другого становятся твоими.

Понятно, что любовь охватывает всего человека -и душу, и тело. Но если правильно выстроены сердечные отношения, то и плотская жизнь приобретает тот же вектор — "отдать, а не взять". Это возможно только в браке, где личная жизнь — общая, и делятся, а лучше сказать, вместе переживаются и преодолеваются все радости и горести.

Если же на первом плане стоит "соитие двух людей", то не учитываются, в данном случае, прежде всего сами эти люди. Не случайно для них придуман даже специальный термин — "партнеры". У каждого из них своя личная жизнь, в которую "насерьез" они друг друга никогда не впустят. Поэтому "партнеры", по существу, друг другу вполне безразличны, и легко меняются. Не расстаются друзьями, нет, просто человеческие отношения — мертвые, поэтому и ссориться-то чего…

Ну, а так как Церковь всегда во главу угла ставит именно человека, его душу ("…что человеку, если он весь мир приобретет, а душу свою потеряет"), она и призывает людей к строительству сначала душевных отношений, чтобы люди стали прежде всего дороги друг другу, сроднились. Тогда и к физической близости будет иное отношение, и она займет свою нишу.

P.S. Митр. Антоний Сурожский как-то заметил, что для любящих единственный человек другого пола — любимый, любимая, все же остальные люди как бы бесполые. Поэтому к браку человек себя готовит. Если он хранил чистоту (прежде всего внутри себя, конечно), то и отношения будут крепкими и верными. Если же нет, то даже при теплом, сердечном, казалось бы, чувстве к "своей половине", он внутренне, увы, неизбежно, будет возвращаться (пока не покается) к тем образам и переживаниям, которые его услаждали и к которым так привыкла его душа.

50 № 3 (17) 2003
рубрика: Архив » 2003 »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.