Последние пять лет отмечены целым рядом нашумевших экранизаций и театральных постановок романов Достоевского, а в этом году на экраны выйдет биографический фильм Владимира Хотиненко, посвященный писателю. Отчасти такой интерес объясняется общей тенденцией к возвращению русской классики в современный кинематограф. Однако очевидно, что даже на общем фоне интереса к классическим сюжетам именно Достоевскому режиссеры уделяют особое внимание. С чем же связан этот интерес, и почему он возник именно сейчас?

Современное искусство часто оправдывают его актуальностью. «Да,— говорят о новом фильме, книге или телесериале — грубо, жестко и грязно, но это же правда!» И с таким утверждением трудно спорить, потому что авторы таких произведений действительно ничего не скрывают, все называют своими именами, вот только об их творчестве чаще пишут не критики-искусствоведы, а журналисты отдела социальных проблем. Максимально правдивое отражение реальности — задача журналистики, но искусство требует большего: отделаться одной сиюминутной «правдой жизни» художник не может. Иначе, как только изменятся окружающие его жизненные обстоятельства, его правда забудется, как прочтенная некогда газета. Вспомните, сколько произведений в последние годы прогремело на всю страну и было забыто в следующем сезоне.

О Достоевском же говорят более сотни лет, и вряд ли кто-то скажет, что его творчество перестало быть актуальным. Парадокс в том, что убийца-философ Раскольников, живший в совершенно далекой от современного человека среде, близок читателю наших дней. И то, что мучает Дмитрия Карамазова, заставляет задумываться и нас.

Время Достоевского — эпоха натуральной школы. И тогда, так же как и сейчас, было немало тех, кто стремился соединить искусство и журналистику, показывал «все как есть», ставил острейшие сиюминутные вопросы. Но мы не помним этих людей, и это логично. Сам же Достоевский, несмотря на свою тягу к «натурализму», оказался вечным, потому что шагнул далеко за пределы роли рядового фиксатора текущей реальности. Сегодня это уже очевидно.

Вечный. Еще раз об экранизациях Достоевского
Фото Сергея Короткова (со съемочной площадки фильма В. Хотиненко)

Конечно, не все многочисленные попытки театральных, кино- и телережиссеров интерпретировать творчество Достоевского можно назвать удачными. Мы не можем пока знать и того, насколько получится будущий фильм о самом Федоре Михайловиче, как он будет принят. Но сам факт, что наши современники-режиссеры снова и снова возвращаются к романам, написанным еще в XIX веке, подтверждает главное — люди не перестают думать о том, о чем говорил когда-то Достоевский. И хочется верить, что современные художники, обращаясь к наследию писателя, смогут уловить и прочувствовать то мощное единство временного и вечного, сделавшее романы Достоевского навсегда актуальными, и это не позволит новым фильмам и спектаклям забыться уже через несколько лет.

Творчество Достоевского, разумеется, неоднозначно. Специалисты называют используемый писателем художественный метод «полифонией»: голос атеиста Ивана звучит в «Братьях Карамазовых» столь же уверенно и громко как голос его верующего брата Алеши. Назвав сердца людей полем борьбы между Богом и диаволом, Достоевский превратил в это поле и свои книги, но от этого они парадоксальным образом не перестали быть христианскими. Мятущаяся, глубоко переживающая ужас человеческого бытия и в то же время ищущая Божественной красоты, душа автора заставляет читателя задаться вопросами, без ответа на которые крайне трудно добраться до Истины.

И одно это делает Достоевского достойным вечности.

На заставке фрагмент фото Сергея Короткова (со съемочной площадки фильма В. Хотиненко)

0
0
Сохранить
Поделиться: