В Ясной Поляне поспорили о молодежи в Церкви

Способна ли Церковь ответить на вопросы, которые волнуют молодежь? Какой видится ей современная церковная жизнь? Каким вызовам подвергаются верующие молодые люди со стороны окружающего современного мира? Сегодня жить по-христиански для молодого человека значит плыть против мощного течения и ориентироваться на забытые ныне добродетели и отторгнутые современным миром ценности.

Эти и другие вопросы обсуждались на закончившейся 19 сентября в музее-усадьба Ясная Поляна международной конференции «Молодежь и Церковь». Активное участие в ее работе приняли православные студенты и школьники Москвы. Они на равных разговаривали, а в чем-то и полемизировали с признанными учеными и опытными священниками, принимавшими участие в заседаниях.

Как специально подчеркнул на открытии конференции протоиерей Георгий Ореханов (ПСТГУ), «на этот раз мы собрались здесь ради школьников, студентов и аспирантов. Они сегодня главные действующие лица».

Во многом благодаря именно школьникам и студентам  разговор на конференции получился откровенный и проблемный. Например, сами ребята неоднократно говорили на круглых столах о том, что сегодня одной из самых больших проблем для молодого православного человека является агрессивная окружающая среда, всячески «уговаривающая» нарушить седьмую библейскую заповедь («Не прелюбодействуй»). Этот вызов оказывается не менее, а то и более тревожным и значимым чем, скажем, вызов информационной эпохи, связанный с информационной перегрузкой и особенностями общения в социальных сетях. Также не так сильно, как этого можно было бы ожидать, внимание молодежи привлекают сегодняшние дискуссии вокруг места Церкви в обществе и о связанных с этим различных происшествиях последнего времени.

По крайней мере, на конференции обсуждались в основном неполитизированные темы: как общаться с неверующими сверстниками? Что значит на деле приходская жизнь и приходская община? Чем настоящая вера отличается от ее различных имитаций? Почему женщинам в храме обязательно надеывать на голову платок? Последняя тема также неожиданно оказалась одной из самых обсуждаемых («проблема платка»).

Доклад Константина Антонова (ПСТГУ) «Христианская правда и научная истина в глазах современного православного студенчества» был посвящен проблеме столкновения в сознании студентов христианской правды и научной истины. Ссылаясь на свой педагогический опыт, докладчик говорило о низкой рациональной культуре студенческих работ, о недостаточном умении очень многих современных православных студентов доказывать и обосновывать свои тезисы: «В сознании молодых людей христианская правда часто не только ограничивает притязания научной истины, что было бы нормально, но попросту делает ее ненужной. Поскольку истина представляется студентам ясной и очень понятной, непосредственно доступной, то задумываться над работой, которую проделали другие исследователи, непредвзято анализировать их работы им представляется излишним.

В подобных студенческих  работах в глаза бросается, прежде всего, предсказуемость результата. Студенты хотят иметь дело только с конечными выводами каких-то учений, оставляя без внимания тот  путь, которым ученый пришел к своим результатам. В большинстве случаев оценка того или иного ученого или философа предшествует его пониманию и определяет его».

Опытом европейских миссионеров в христианизации итальянской молодежи поделилась Е. Маццола, которая рассказала о молодежном итальянском христианском движении Communione e Liberazione («Общение и освобождение»). Опираясь на конкретные факты, Е. Маццола говорила о том, что молодым людям не обязательно ждать, что кто-то сверху Церкви проявит инициативу, чтобы что-то сделать. Можно и нужно работать самим, не дожидаясь чьих-то подсказок.

С другой стороны, на конференции неоднократно подчеркивалась и важность помощи молодым со стороны опытных пастырей. Это две стороны, которые необходимо должны дополнять друг друга в христианской работе молодежи и с молодежью.

В то же время говорилось о том, что в современной Европе понятия религиозности и христианской традиции в массовом сознании давно перестали восприниматься как синонимы. По мнению многих социологов в Европе произошел массовый отказ от Церкви и, прежде всего, среди молодежи: «Бога постигло забвение». В этом отношении произошел настоящий разрыв между предыдущими и нынешним молодым поколением. Современная вера и религиозность носят поисковый характер – они складываются из пространства личного опыта и взаимного общения, но не из собственно христианской традиции.

В этой связи отмечалось, что ситуация в России носит пока менее тревожный характер, поскольку многие молодые люди у нас по прежнему доверяют «вере отцов» – Православию, хотя многие тенденции у нас, к сожалению, уже отчетливо напоминают европейские.

Дискуссии на конференции проходили живо и совсем не официозно. Если в начале молодые участники и проявляли, может быть, некоторую скованность, то потом день ото дня атмосфера становилась все более открытой. И это один из самых главных итогов конференции.

Следующее, пятое заседание Междисциплинарного интеллектуального клуба решено провести весной 2013 года в Ясной Поляне. Тема весенней сессии – «Проблема метода в междисциплинарных гуманитарных исследованиях».

Организаторами выступили Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, музей-усадьба «Ясная-Поляна» и Институт мировой литературы Российской академии наук имени А.М. Горького.

pushaev ПУЩАЕВ Юрий
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Обозреватель
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.