В ПОМОЩЬ УСЫНОВИТЕЛЯМ

На вопросы, волнующие тех, кто взял или хочет взять ребенка в семью, отвечает учитель-дефектолог ГОУ Волжского детского дома Ирина Сергеева.

— Приемный ребенок испытывает трудности в школе. Как ему помочь?  

— Сначала разберемся, что мы подразумеваем под «трудностями в школе». Если речь идет о том, что ребенок из-за болезни или по другим причинам пропустил занятия и теперь не может нагнать класс по программе, — это одно. Если он нарушает дисциплину, прогуливает уроки и вообще не испытывает желания учиться — это другое. Если конфликтует с одноклассниками или учителями — уже третье. В случае же, когда, как вам кажется, ребенок не способен учиться, усваивать материал в силу каких-то иных проблем, в том числе плохого здоровья, — это четвертое.

Постарайтесь обратиться за консультацией к специалистам службы сопровождения — дефектологу, психологу, психотерапевту. Они помогут не только определить причину появления школьных трудностей у ребенка, но и наметить пути решения проблемы. Если по каким-то причинам вы не смогли этого сделать, то:

1. Не воспринимайте трудности в школе как личную трагедию, не отчаивайтесь и, конечно, старайтесь не показывать свое огорчение. Главная задача — помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, это поможет ребенку увереннее чувствовать себя в школе.

2. Помните, что вам предстоит длительная совместная работа — одному ребенку не справиться.

3. Ваша задача — поддерживать в ребенке уверенность в собственных силах. Постарайтесь избавить его от напряжения и чувства вины за неудачи. Если же вы в силу своей занятости способны уделять ему время лишь короткими урывками, чтобы спросить, как дела, и проверить выполнение домашнего задания, а потом ругаете ребенка — то это не помощь. Это основа для новых конфликтов.

Нужно понимать, что такого рода конфликты для ребенка с трудностями в учебе могут перерасти в очень серьезную проблему. Будьте терпеливее, не раздражайтесь. Достаточно одного срыва, повышения голоса, чтобы ваши усилия пошли прахом, и вернуться к спокойным и доверительным отношениям будет очень трудно.

Чтобы ни делал ребенок во время ваших разговоров и занятий, сохраняйте веселое расположение духа, будьте непринужденны в общении. Когда ребенок начнет заниматься с вами систематически, войдет в ритм, тогда вы можете изменить тональность обращения — сделать порой строгое замечание и даже, если это нужно, задеть детское самолюбие, чтобы вызвать стремление выполнять задание лучше. А в самом начале общения избегайте резкости, будьте терпеливы и добры, что создаст в семье атмосферу спокойствия, защищенности и раскованности.

Важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало и чтобы ребенок чувствовал: вы с ним и вы за него. Оставьте интересный журнал, не смотрите даже одним глазом телевизор, не отвлекайтесь и не прерывайте занятия для разговора по телефону или беготни на кухню. Внимание и понимание — главное, чем вы можете помочь ребенку. Несмотря на неудачи в учебе, он должен чувствовать поддержку в доме и верить, что здесь его всегда поймут.

Обязательно отметьте первый успех. Для одного ребенка успехом будет победа на олимпиаде, для другого — преодоление в себе сложившейся привычки убегать после обеда на улицу и играть до вечера. Если он сел за учебу, чтобы сделать попытку наверстать упущенное, непременно похвалите его, чтобы пробудить в нем чувство уверенности в правильности его решения, его поступка. Именно это чувство является необходимым условием для формирования трудолюбия и самостоятельности.

Внимание и понимание — главное, чем вы можете помочь ребенку. Несмотря на неудачи в учёбе, он должен чувствовать поддержку в доме и верить: здесь его всегда поймут. Но и не переоценивайте свою роль в подготовке уроков. Лучше объяснить задание, спланировать ход работы и дать ребенку справиться со всем самостоятельно. Ведь очень важен и нужен опыт именно самостоятельной работы! Не стойте над душой — это лишь убеждает ребенка в его беспомощности. Не делайте постоянных замечаний («Не качайся на стуле!», «Не грызи ручку!», «Сядь правильно!») — это отвлекает и создает ощущение дискомфорта и неуверенности. Не отрывайте его от уроков просьбами, вопросами и не подгоняйте. Но если ребенок зовет на помощь — обязательно подойдите и выясните, что вызвало у него затруднение.

Уверена, что ваше искреннее желание помочь и совместная работа принесут свои плоды!

m_cover 85 № 5 (85) май 2010
рубрика: Архив » 2010 »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.