В главе 10 Евангелия от Матфея есть противоречие?

Вопрос читателя:

Здравствуйте! Уповая на вашу воцерковленность, прибегаю к вам с вопросом на тему св. Евангелия: почему в главе 10 от Матфея сказано «Остерегайтесь людей» и потом там же звучит «Итак, не бойтесь их», «Не бойтесь убивающих тела»… Чем объясняется данное противоречие? Спаси Бог.

Татьяна

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Efanov-smallЗдравствуйте, уважаемая Татьяна! Вы правильно поступаете, что читаете Евангелие, и очень хорошо, что читаете текст внимательно. Когда у Вас возникают затруднения в понимании, не бойтесь обращаться к толкованиям, например, святителя Иоанна Златоуста или святителя Феофилакта Болгарского, преподобного Ефрема Сирина, блаженного Иеронима и других, они очень помогают правильнее и лучше понять написанное.

В 10 главе Евангелия от Матфея Христос наставляет апостолов в том, как им следует вести служение, как проповедовать, как себя вести. В том числе он говорит им процитированные слова — «остерегайтесь людей». Здесь речь идет о том, чтобы апостолы, проповедуя, были осторожны, осмотрительны и рассудительны.

«Видишь, что значит быть мудрым: быть осторожным и не давать повода тем, которые желают гнать, но разумно устроять свои дела. Имущества ли захочет гонитель или почести, отдай, чтобы он не имел повода преследовать тебя, но если будет отнимать веру, то береги эту свою голову», — поясняет святитель Феофилакт Болгарский. То есть гонения должны были начаться, и Христос далее предсказывает, что Церковь, христиане подвергнутся гонениям. Но самих апостолов он наставляет быть очень осмотрительными и не провоцировать людей.

«Сам Господь завещает Своим проповедникам быть осторожными, так как есть немало злых людей, противников истины Божией. Как же понимать тут осторожность? Значит ли, что нужно говорить одним так, а другим — иначе? Нет, всегда нужно открыто говорить об истинах Божиих (Ин. 18:20), но при этом проповедовать так, чтобы лукавые и хитрые люди не могли перетолковывать слов правды для возбуждения против слуг Христовых гнева или мести людей, как это очень часто делали враги Христа Спасителя и Его учеников, стараясь слова истины представить как агитацию против власти или народа», — пишет священномученик Онуфрий (Гагалюк).

Материал по теме


Начало неверных и верных (Мф 9:27-10:42)

Иисус ходил по земле, проповедуя в синагогах и исцеляя. За ним ходили толпы народа, и это был трудный путь. И вот, Господь, отдавший Себя на служение людям, на свои тяготы не жаловался, но народ пожалел, сказав ученикам: Жатвы много, а делателей мало; и так молите Господина жатвы, чтобы выслал деятелей на жатву Свою. Вот так Он жаждал служения человечеству: не в том было дело, чтобы у Него было много последователей, а в том, чтобы было много тех, кто будет, служа Богу, служить и людям. Именно затем последовало призвание двенадцати Апостолов...

««Остерегайтесь»: будьте мудры, не идите без нужды на опасности, не вызывайте без необходимости вражды и преследований, не жертвуйте без пользы и нужды дорогою для дела проповеди вашею жизнью», — пишет епископ Михаил (Лузин).

А вот дальше Христос говорит, как следует вести себя апостолом тогда, когда гонения уже начнутся. И о тех, кто будет христиан гнать, говорит «Не бойтесь».

«Не бойтесь их: Господь снова сим ободряет учеников своих ввиду тех скорбей и страданий, какие им предстоят в будущем их служении, ободряет указанием, что их вера и невинность со временем откроются ясно и будут признаны и здесь на земле, и там — на суде, ибо все тайное и сокровенное откроется. «Подождите немного, и все будут называть вас спасителями и благодетелями вселенной. Время все сокровенное открывает; оно изобличит и клевету врагов, и откроет вашу добродетель»», — пишет епископ Михаил (Лузин).

«И говорит: «не бойтесь тех, которые убивают тело», дабы научить, что люди имеют власть только над телом; Бог же (властвует) также и над душами, так что может послать их в геенну. И если возразят: «Каким образом души погубляются в геенне, когда тление и смерть не имеют над ними власти?» – и если спросят: «Каким образом тело там погибает, когда, без сомнения, там есть червь и скрежет зубов?» – то в этом месте Писания дан ясный ответ (на это): потому что не только бессмертная душа не умирает, но также и тело, ибо и оно пребывает, не погибая. Слова же: «кто погубляет тело», сказаны о временной смерти. Ведь если бы тело действительно погибало, то оно не было бы в геенне, потому что геенна мучит живые тела, а не истлевшие тела умерщвляет.

Так как многие боятся тления и по причине временной смерти сокрушаются духом, то Господь хотел этим словом воодушевить и научить их, что должно более бояться Того, Кто душу и тело погубляет в геенне. Итак, души не умирают, так чтобы они (при этом) истреблялись смертью, равно как и Бог не отнимает дары Свои, которые даются (Им) без раскаяния, и верное обетование воскресения тела никогда не окажется тщетным. «Не бойтесь», потому что ведь душа не умирает; ибо если бы она подлежала смерти, то нам следовало бы бояться. При таком (же) положении дела (нам) не должно бояться и за тело наше, которое разрушается, так как не душа, но Бог (только) может произвести разрушение тела. Значит, как тело, которое разрушается, образует Бог, так Он же устрояет и душу; и Кто тело и душу из ничего создал, Тот может также и оживить их (по смерти) после того, как они начали существовать. Ибо бессмертная душа не может оживить мертвых тел, но только Бог есть Тот, Кто это делает. Не бойтесь, говорит, тех, которые погубляют эту вашу жизнь, той же вашей жизни не могут погубить. Это сказал потому, что ученики слышали и могли услышать от саддукеев и других, что воскресения (мертвых) не будет», — говорит преподобный Ефрем Сирин.

Надеюсь, что теперь Вам стало немного понятнее. От себя не стал писать — лучше отцов не напишешь.

Храни Вас Бог!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (5 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.