Cчитая себя мусульманами-суннитами, черкесы ненавидели победителей-иноверцев, хотя по сути сами были, скорее, язычниками, а в XVI вообще назывались христианами. Первое описание их быта сделал в XVI веке генуэзец Интериано. Он описал конгломерат независимых племен, которые беспрерывно воюют с соседними тюркскими племенами, а в промежутках режут друг друга и совершают набеги на крестьян, укрывающихся от них в горах и образующих союзы для защиты. Они считались христианами, но приносили жертвы языческим богам, придерживались многоженства, а жизнь их была до такой степени полна кровопролития, что до 60 лет они не смели входить в церковь.

Но в XVII веке другой путешественник, Жан де Лука, нашел в них огромную перемену. Когда в 1829 году по Адрианопольскому миру все турецкие владения на Кавказе перешли к России, черкесы отказались перейти в русское подданство, и началась война.

Их предводитель имам Шамиль сделал практически невозможное — 25 лет держал в узде воинственные племена Дагестана и Чечни, успешно сражаясь с превосходившими его российскими войсками.

Его твердость, преданность идее газавата, равнодушие ко всем благам мира, безукоризненная нравственность, честность внушали горцам глубокое уважение.

У Шамиля было все — военный талант, организаторские способности, выдержка, настойчивость, уменье выбирать время для удара. Он умел воодушевлять горцев и принуждать их к повиновению. Он сумел даже заставить их отказаться от вековых обычаев — адата и жить по законам шариата.

И все-таки с Россией Шамиль не справился. 25 августа 1859 года он сдался в плен. Александр II принял его в

Петербурге, отвел ему резиденцию в Калуге, а в 1866 году Шамиль вместе с сыновьями Гази-Магомедом и Магомедом-Шапи принес присягу на верность России.

«У меня нет слов высказать вам то, что я чувствую, — говорил он калужскому предводителю дворянства. — Приязнь и внимание со стороны ближнего всегда приятны человеку, в ком бы он их ни встретил, но ваша приязнь после того, как я вам сделал столько зла, совсем другое дело. За это зло вы, по справедливости, должны бы растерзать меня на части; между тем вы поступаете со мной как с другом, как с братом. Я не ожидал этого, и теперь мне стыдно; я не могу смотреть на вас прямо и всей душой был бы рад, если бы мог провалиться сквозь землю».

Спустя три года он был возведен в потомственное дворянство, а в 1868 году ему разрешили сначала перебраться в Киев, а потом отправиться на хадж в Мекку. Умер Шамиль в Медине в 1871 году.

А в начале 2000-х с помощью российского консульства в Аддис-Абебе, в Эфиопии, удалось найти его праправнучку Назиму Ханафи Мухаммед, еще в 1940-е годы вышедшую замуж за Юрия Лапина, внучатого племянника Ивана Тургенева, родившегося в 1910 году в Орле и росшего в имении Тургеневых в Спасском-Лутовинове. Назима Ханафи не только вышла замуж за православного, она и сама приняла православие, получив в крещении новое имя Мария. 

0
0
Сохранить
Поделиться: