Узаконим плагиат?

На днях в коридоре одного детского центра я услышала разговор родительниц:

— Как уже надоели все эти выставки! Каждый раз придумывать, лепить ерунду какую-то, а Ромку моего не заставишь даже раскрасить что-нибудь! Или так раскрасит, что лучше уж самой…

— Да, а в школу пойдем – говорят, еще хуже будет: там постоянно выставки, проекты…

Я тем временем успела посмотреть выставку детских работ. Вот замечательный букет из причудливо сложенной бумаги, бисера, хитро переплетенных ниток. Подпись: «Маша N, 4 года». Рядом аккуратно раскрашенное панно с розами из папье-маше. Принадлежит, согласно подписи, трехлетнему мальчугану. У меня бы, наверное, возник комплекс какой-нибудь «родительской неполноценности», если бы не услышанный разговор и некоторый материнский опыт, дающий уверенность в том, что нормальный трехлетний ребенок ни за что на свете не создаст такую строгую, до миллиметра выверенную симметрию при наклеивании роз.

Но и сказать, что трех — или четырехлетка настолько безнадежен, что только мама способна выполнить за него творческую работу на выставку, я тоже не могу. Ну да, розы могут выйти квадратными,  ромашки ярко-оранжевыми, а композиция немного неуравновешенной – но неужели это повод для того, чтобы стесняться детских достижений и подменять их собственными взрослыми поделками по интернет-рецептам?

Вообще-то ребенка в таком возрасте трудно заставить быть просто зрителем или держателем палитры, он непременно захочет попробовать склеить, слепить, покрасить сам. Но на огромном числе работ – ни единого следа детского участия, ни одного робкого мазка, ни одной кривоватой фигуры. Неужели уже так забита воля, что не осталось никакого «я сам!»? Или «затюкано» стремление к творчеству бесконечными «Ну, кто ж так клеит!» и «Ты все равно не сможешь!»? Или просто ребенок увидел «свою» работу уже только на выставке, потому что мама готовила ее ночью, пока никто не мешает?

Узаконим плагиат?

Фото RISD Museum, flickr

Вопрос – а для чего ночью? Чтобы выглядеть мамой «самого-самого» ребенка? Так ведь мамы вроде бы и не стесняются признаваться друг другу, что «Ромку не заставишь…». Просто «из любви к искусству» и неготовности видеть художественные достоинства в «мазне всякой»? Но их и не появится, достоинств, если так грубо спускать с небес на землю юного творца. «Проще самой»? Действительно, проще. Только ведь область того, что придется делать самой, будет расти вместе с ребенком: например, однажды придется самой «поступать» в институт и устраиваться на работу. И мама же станет тюкать великовозрастного детину за безволие, безынициативность и полную неприспособленность к жизни. А начинается с малого – с сомнительного удовольствия созерцать на выставке якобы детский шедевр.

Впрочем, мне легко рассуждать, мои дети еще не ходят в школу, и четыре картинки в год сделать не за ребенка, а вместе с ребенком, или разрешить ему самому немножко изничтожить поверхность стола гуашью – еще не большая проблема.  А вот про школу одна моя знакомая сообщала действительно печальное:

— Задали детям сделать проект «Моя малая Родина», в печатном виде, на несколько листов, красиво и с фотографиями. Я до трех ночи сидела… И по всем предметам бесконечные выставки-конкурсы-проекты, сил нет!

— А в каком же они классе?

— В первом…

Речь о школе на окраине райцентра. Кажется, минимальный здравый смысл позволяет понять, что первоклассник не в состоянии напечатать несколько листов, ни сам, ни вместе с мамой. Конечно, при наличии большого количества свободного времени, мама может придать заданию какую-то педагогическую целесообразность, предложить ребенку на слух выбирать информацию, обсуждать основные понятия, картинки подбирать – но для чего эта сдача в печатном виде заведомо не детского труда? Единственный понятный ответ – для какой-то там «галочки» учителю. Интересно, а кто раздает «галочки» учителям за задания, далеко отстоящие от «зоны ближайшего развития» ребенка, а значит – абсолютно непрофессиональные?

Пока я возмущенно бурчала на эту тему в среде своих родных, моя мама предложила мне новые факты: оказывается, среди ее коллег изготовление проектов и рефератов в рабочий перерыв – обычное дело. Дети ее коллег учатся в хороших городских школах и гимназиях, но по совокупности предметов объем «проектной деятельности», или не знаю уж, как это называется, превосходит возможности ребенка независимо от его способностей.

И как поступать родителям? Позволить детям заработать невроз, сколиоз и инвалидность по зрению? Или с младых ногтей приучать к плагиату, обману, жизни за чужой счет? «Галочки» учителя и законное желание родителя не дать ребенку «нахватать» двоек оборачиваются системой узаконения плагиата и того удивительного порядка вещей, при котором современный студент – будь он хотя бы и студентом Духовной академии – не считает зазорным рассказывать знакомым, сколько он заплатил автору «своих» письменных работ… 

2
0
Сохранить
Поделиться: