Письма духовника. Часть 2

Переписка священника с духовной дочерью

Переписка Ольги с ее духовным отцом была напечатана в 5-м номере «Фомы». И вот — Ольге уже не девятнадцать, а 21 год, она учится в институте, встречает новых людей… И она сталкивается с проблемами, которые известны очень многим девушкам и юношам. Однако далеко не всегда в их жизни есть человек, который с такой любовью, вниманием и пониманием ответит на мучающие нас вопросы, как отвечает на вопросы Ольги священник, ее духовный отец.

Батюшка, здравствуйте!
Вы меня потеряли? Но я жива и здорова. Можно сказать, у меня все в порядке. Учусь в институте, отчет о практике защитила и т.д. Живу я теперь в другой комнате. Ирина не восстановилась, да и не собиралась, кажется. Сейчас работает уборщицей в магазине, мы с ней общаемся.*
Девочки со мной поселились нормальные, но они все бурятки. Одна из них стала мне близкой подругой. Меня все сначала спрашивали: как ты с ними живешь? Я отвечаю: а чем они от нас отличаются? Иногда я утром открываю глаза и говорю: «Я как в раю, благодарю тебя, Господи, за этот рай?» Это действительно так, меня здесь любят и радуются всем моим победам. Они меня во всем понимают, я могу говорить им не боясь. Но это не очень важная новость, есть важнее.
Я влюбилась и сильно. Что делать, просто не знаю. Конечно, ответ от Вас придет не скоро, но очень хочется получить его. Этот парень мне сказал, что я теперь его девушка. Сейчас он уехал на свадьбу к родственникам, и я вся извелась, не могу ждать. Мне без толку говорить: не теряй девичье достоинство.
Я уже не маленькая. Я все знаю, как надо себя вести. Но Вы сами говорили, что у Вас тоже было это. Когда Вы не хотите потерять что-то свое и делаете все не по правилам. Нет, я не оступилась, конечно, нет. Я отношусь к этому очень серьезно. Он это тоже знает. Но сама я опять не решилась сказать ему, что он получит меня только после свадьбы. А вообще это первый человек, за которого я пошла бы без оглядки. Прошу, помолитесь за меня.
Я стала чаще ходить в церковь. Он, кстати, крестился полтора года назад по собственному желанию. Мы с ним понимаем друг друга. Я не могу без него, вот и все. С ним я ухожу в мир иной. Короче, я сошла с ума. Вы, наверное, смеетесь: девчонка влюбилась. Теперь я поняла, что это значит. Сейчас его нет, я пока немного отошла…
А друзья мои все рады. У них дома бумага в печатной машинке застряла: когда отремонтировать смогут — неизвестно; скорее всего, еще долго будет стоять. И первое, что на этом листе написано: Оля влюбилась. Даже машинка сломалась, вот.
Ну что еще написать? Как дела у нас в городе? Цены растут, денег не дают. Бастуют, объявляют голодовку, это бесполезно. Люди лежат перед администрацией уже несколько месяцев, а толстые дяди перешагивают их спокойно и идут обедать. Вот такое положение в городе.
А теперь вопросы:
1) Может ли человек другой национальности показаться в православной церкви?
2) Православные христиане верят в реинкарнацию душ?
3) Можно ли некрещеному заходить в церковь, молиться и ставить свечи?
4) Чем отличается буддизм от христианства?
До свидания.
Жду с нетерпением ответа. Заранее благодарна за письмо.

Ольга.

Примечание о.А-я: * Ирина — бывшая однокурсница и соседка Оли по общежитию. За три курса института в ее жизни было несколько тяжелых любовных драм и два аборта. Ольга начинала говорить с ней о Боге и даже почти убедила пойти на исповедь в церковь. Но не получая стипендии и не имея средств к жизни, Ирина махнула на все рукой и стала «водить» в свою комнату мужчин почти ежедневно. Проведя несколько вечеров на подоконнике в коридоре, Ольга пожаловалась на нее в деканат. Ирину выселили из общежития, а после ближайшей сессии отчислили. Она устроилась на работу официанткой в ночной бар «Три семерки» («самое страшное место в городе», как писала Оля). Эта работа чуть было не стоила ей жизни…

Ответ Ольге

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
Здравствуй, Ольга!
Да, ты и вправду не маленькая. Тебе пошел двадцать первый год. Ты вступила в решающее десятилетие твоей жизни. Как ты будешь поступать в эти годы, во многом определит твою жизнь уже до самого конца. Так что «сходить с ума» (как ты сама оцениваешь свое состояние) для тебя сейчас по крайней мере несвоевременно. Давай мы лучше немного охладим твой ум и подумаем вместе.
Ты вроде бы советуешься со мною, но совершенно ничего не говоришь об этом юноше, кроме того, что он крестился полтора года назад. Почему было не написать, сколько ему лет, кто его родители, чем он занимается, давно ли вы вообще знаете друг друга. «С ним я ухожу в мир иной». Но жить-то тебе с ним придется в этом мире, и поэтому уже сейчас надо приглядываться:
— готов ли он вести за собой семью?
— любит ли он детей?
— как он относится к своим родителям и, особенно, к своей маме? И как его отец относится к ней?
Кстати, знает ли его твоя мама, и какого она о нем мнения?
Ты пишешь: «Он сказал, что я теперь его девушка». Прости за выражение, девушек у него может быть сколько угодно. Но серьезных намерений относительно тебя, как я понял, он еще не высказывал. Ты говоришь, что «пошла бы за него без оглядки». Если ты имеешь в виду замужество, то позволь спросить: а по чему ты знаешь, что ему нужно именно это?
Оленька, ты не первый раз пишешь о своих увлечениях. Ты уже почти забыла тех молодых людей, которые взволновали тебя полтора года назад. По милости Божией, мы с тобой этот нелегкий период благополучно пережили. Надеюсь, что переживем и на этот раз. Будем молиться друг за друга, будем внимательным к словам друг друга, будем верны Богу и друг другу; я тебе как дочери, а ты мне как духовному отцу. И тогда никакое зло тебя не коснется. Ну, слушай же.
1) То, что ты ему «не сказала» — скажи, пожалуйста, и очень твердо. Скажи ему, что ты христианка и воля Божия тебе дороже всего. И для тебя возможен союз только с тем человеком, который определен тебе Господом, и только через церковное и родительское благословение, и больше никак. Другие варианты — не для тебя.
2) Ни до какой, что называется, интимной близости, в любой форме, не допускай. Дело может начаться с допустимых, как кажется, ласк, а потом ты уже будешь не в состоянии сдерживать и его, и себя. Вполне достаточно — пройтись, держась за руку.
Для преданно и чисто любящего человека это одно уже дорого.
Один французский писатель, имевший большой и разнообразный опыт в любовных делах (в чем мы с тобой, как верующие люди, конечно не должны ему подражать), понял в конце концов, что оказывается, высшее наслаждение в любви — это первое рукопожатие любимой. Я, со своей стороны, думаю, что высшее наслаждение в любви заключается вообще не в физической близости, но если говорить о ней, то этот писатель, наверное, недалек от истины.
У меня с покойной женой было именно так. Самый памятный и радостный миг нашей любви был тот, когда мы промозглым осенним вечером стояли в привокзальном сквере ее родного города, и она впервые взялась за мою руку и сказала: «Со мной что-то новое происходит, никогда этого не было. Я тебя нисколько, нисколько не боюсь. Я тебе верю… как своей маме».
За этот вечер мне совершенно не стыдно, он навсегда останется в моей памяти свежее множества солнечных и радостных дней. А вот из последующих наших отношений о многом можно пожалеть. Конечно, мы любили друг друга, но я уверен, и даже твердо знаю, что сейчас, находясь в светлых селениях праведных, Маша любит меня бесконечно больше, чем на земле… Прости, Олечка, я что-то отвлекся, ближе к делу.
Итак, если со стороны твоего друга будут какие-то условия, что мол, если нет, то я тебя брошу — и жалеть не о чем, скатертью дорога. А если уступишь только из боязни, что он тебя оставит, наверняка прогадаешь.
3) Ты не пишешь, живет ли он постоянно в городе или приехал, как ты, на учебу. Очень строгое правило (лет 20-25 назад на этом можно было бы не настаивать, но в наши дни приходится): не оставайся с ним наедине ни в его квартире, ни в своей комнате, ни вообще в таких местах, где никого нет рядом. Несколько девушек говорили мне на исповеди (или в другом откровенном разговоре), как они при таких обстоятельствах были грубо и даже жестоко изнасилованы довольно тихими парнями, от которых они этого никак не могли ожидать.
Я уверен, что ты теперь не смотришь по телевизору или в кино эротику. Тем более — упаси Бог смотреть с ним вдвоем.
4) Никогда не обсуждай своих с ним отношений с ровесницами, которые уже имеют мужчин. Настоящего жизненного опыта у них нет, ум еще не зрелый, но уже испорченный, в нем все поставлено с ног на голову. В подавляющем большинстве они не могут понять сами себя, где же им правильно понять тебя?
В наше время девушки, раз потерявшие невинность, потом уже легко сходятся с мужчинами «для пробы», считая это нормальным способом «узнать» человека. В этом смысле они и тебе могут давать советы. А кто-то из них просто из зависти к тебе захочет, чтобы ты была не лучше, чем они. Такие случаи известны по опыту.
5) Следи за своими помышлениями, не давай им над собой власти. Если приходят в голову страстные мечтания об этом юноше, и не удается их прогнать, обращайся к молитве.
Бывает так, что очень устанешь за день, только до кровати добраться, легла в постель, а сон пропал куда-то, мысли одолевают до самого утра. Встать на молитву сил нет, пытаешься молиться лежа — и постоянно сбиваешься на эти же самые мысли.
Мне в таком случае помогает зажженная лампадка перед иконой. Она в темноте освещает лик Христа, я просто смотрю на него, и верю, что Он очистит мой ум от грязных мыслей светом лица Своего. Постепенно все плохое уходит из головы. Может быть, соседки по комнате будут возражать против лампадки. Тогда можно поместить на стене, так, чтобы тебе было видно с кровати, лист бумаги с изображением Креста Господня (я тебе его посылаю).
Во время искушений пристально гляди на этот Крест и помни, что Спаситель твой претерпел на нем муки и смерть ради тебя. И твой нательный крестик целуй при этом и ограждайся им. Выучи молитву Кресту Господню «Да воскреснет Бог…» и повторяй перед сном каждый раз.
Утром тоже долго в постели не залеживайся, старайся вставать быстрее, а пока встаешь, уже призывай Бога. А то бывает, что с утра мысли нечистые борют еще сильнее, чем вечером и ночью. И вообще, как я тебе в прошлых письмах наказывал, то же самое повторю и сейчас: помни Бога всегда и везде.
Хорошо, что ты стала чаще ходить в церковь. Но о чем ты просишь, когда стоишь в церкви на молитве? Или ты не стоишь, а просто заходишь поставить свечу, и все? Или послушать немного умилительное пение, не понимая слов, и просто пожалеть себя и помечтать? Все это не годится: пришла — стой до конца и вникай в слова службы. И проси не о том, чтобы соединиться с любимым, чтобы он был тебе верен, или чтобы он достиг успеха в том-то и том-то. Бог ведь любит его больше, чем ты, и лучше знает, что и ему и тебе на пользу. А ты проси о прощении грехов своих, и о том, чтобы сохраниться от больших грехов, чтобы Господь дал тебе разума к познанию Его святой воли.
Кстати, возьми себе за правило — заходить в церковь в достаточно длинной и скромной одежде, в платочке (который можно взять с собою, если ты ходишь в шапке), и ни в коем случае не накрашенной. Скромность одежды и поведения в церкви помогает и внутренней собранности.
Перехожу к ответам на вопросы. Если ты будешь читать Новый Завет почаще и повнимательнее, то и сама эти ответы найдешь. Поищи-ка сама, где там об этом писано, а если по ходе чтения у тебя возникнут новые вопросы, ты их можешь задать в следующем письме.
1) Креститься в православную христианскую веру может человек любой нации, который уверует, что Иисус Христос есть Сын Божий и Бог, пришедший на землю в образе человека, чтобы искупить от грехов каждого из нас. Если он верует, что Сам Христос, вечно пребывая в основанной им Церкви, ведет собранных в ней людей в Царство Свое, то ничто не мешает этому человеку стать членом Церкви, через Святое Крещение. А если такой веры у него нет, то будь он хотя бы и русский, боюсь, что крещение не принесет ему пользы.
2) «Реинкарнация душ» — выражение неудачное. Можно сказать или просто «реинкарнация» (т.е. перевоплощение), или «переселение душ», что есть то же самое. Слово Божие, данное в Священном Писании, говорит, что человек живет на земле один раз. И как он проживет эту жизнь в отношении к Богу и другим людям, сообразно этому и воздаяние получит на грядущем Божием суде. Оно будет не в виде нового воплощения в продолжающейся земной жизни, а в воскресении всех умерших с обновленной и бессмертной плотью, причем изменится и сама природа земли, и всего творения Божия. Праведники по воскресении из мертвых унаследуют вечную жизнь в Царствии Христовом, на этой «новой земле», а люди, отвергшие Бога и закона Его, получат вечное наказание, о котором не знаю, что и сказать — пожалуй только, что оно будет горше всех несчастий, которые могут произойти с ними в земной жизни.
3) Некрещеный человек зайти в церковь, конечно, может. Ты знаешь, что в церкви Бог открывается человеку особенным образом. Многие, кого не могли убедить в истинности христианства ни книги, ни размышления, ни споры, — неожиданно оказывались способными принять в свое сердце Христа, просто отстоявши службу в храме. Это тысячу лет назад произошло с нашими предками — послами князя Владимира, который отправил их в разные страны на поиски истинной веры. После виденного ими богослужения в храме Св. Софии в Царьграде они прекратили все дальнейшие исследования и вернулись к своему господину со словами: «Не знаем, где мы были — на небе или на земле, знаем только, что там Бог с людьми пребывает». И это, говорят, решило выбор Владимира.
Я сам до девятнадцати лет был некрещеным. И когда стал искать, подобно тем послам, истинную веру, много всякого перечитал и передумал. По моим тогдашним рассуждениям выходило, что вроде бы к истине христианства ближе протестанты. И одна лишь пасхальная ночь, проведенная мною в нашем православном храме, сокрушила все эти рассуждения. Я просто понял, что никуда уже не уйду отсюда, и все.
Что касается свечи, и может ли ее ставить в церкви некрещеный человек, — то некрещеный некрещеному рознь. Если человек уже всем сердцем уверовал во Христа и готовится принять крещение, то он и прежде крещения может участвовать в церковной молитве, и думаю, что поставить свечу для него не будет делом незаконным. Только лучше, чтобы он это делал с ведома и по благословению священника.
А если этот некрещеный человек еще не принимает учения православной христианской веры, то, по апостольским правилам, он не должен молиться вместе с членами Церкви. Ведь свеча — это тоже участие в церковной молитве, в богослужении.
Но сам я от строгости этого правила, честно сказать, иногда отступаю. Об одном человеке я знаю, что он не никак не крестится именно потому, что не может пока принять некоторых важнейших положений православной веры. Но когда он приходит в храм «просто постоять» и поставить свечу «за живых и за умерших», я не считаю правильным отказать ему в этом. Для меня ясно, что в этом выражается стремление его души к Богу, и верю, что по желанию сердца его, Господь однажды приведет его в познание истины, и Святого Крещения он тоже не лишится. А я должен этого терпеливо ждать и молить о нем Бога.
4) Мы верим в Единого Бога в трех лицах — Отца и Сына и Святого Духа — и обращаемся в молитве как ко всей Святой Троице, так и к каждому из Ее лиц в отдельности. А буддисты, насколько я знаю, вообще в Бога как в Личность, не верят, а признают некий безличный высший закон. Для нас Господь наш и Спаситель Иисус Христос — Сын Божий, Бог и человек в одном лице, Который Своею смертью на Кресте искупил грехи всех, кто уверовал и уверует в Него.
Мы исповедуем, что Христос воскрес из мертвых, вознесся к Отцу Своему и вместе с Отцом и со Святым Духом управляет миром и Церковью Своею, а на грядущем суде Своем воскресит верующих в Него в жизни вечной. А у буддистов их учитель Будда — это просто человек, который достиг, как они думают, совершенства и полного покоя. Если все обычные люди и животные, по их мнению, находятся в вечной цепи перевоплощений, то Будда — это тот, кто якобы открыл, как освободиться от этих перевоплощений — и от жизни, и от смерти. И главная их цель — это достичь как раз такого состояния — нирваны.
Итак, наша вера с их верой нисколько не сходится, и кто говорит, что буддизм и христианство близки, говорит неправду.
То, что с девушками-бурятками у тебя хорошие отношения, это замечательно, старайся поддерживать их дальше и проси у Бога, чтобы он помогал тебе сохранять с ними мир и дружбу. Да и за них самих молиться тоже очень хорошо было бы.
О вере вам лучше не спорить; ты знай, что вера твоя истинная и правая, но правоту эту показывать лучше делами, чем словами. Если они увидят, что ты живешь по законам Божиим, то и к вере твоей будут относиться с почтением. А если уж никуда нельзя уклониться от спора, то мысленно сотвори молитву до трех раз, а потом только говори. В каких-то буддийских обрядах, если они их совершают, пожалуйста, никакого участия не принимай, даже по близкой дружбе. А от русских буддистов всячески держись подальше — их полно у вас в Сибири по большим городам.
Одно дело — буряты, живущие по традициям многих поколений своих предков. Евангелия они не читали, но даже несмотря на свои неприемлемые для нас верования, Христос, который есть Премудрость Божия, в какой-то мере открывается им. Дух Божий действует в каждом народе.
В каждой цельной многовековой национальной культуре есть какие-то добрые, идущие от Бога устои, поддерживающие верность супругов, послушание детей, взаимопомощь соседей и т.д. Я вполне допускаю, что твои бурятки чище и порядочнее в своих понятиях и делах, чем большинство девушек в вашем общежитии. Но русский буддист — это совсем другое. Это человек без корней и основ, который свое потерял и чужого не познал, который ищет чего-то и еще неизвестно, к чему в конце концов придет. Если же он пришел в буддизм не просто из безбожия и полного духовного невежества, а был христианином и отвергся от Христа Бога ради Будды — это вообще горе.
Я знаю нескольких таких молодых людей. Они преданы нечистым страстям плоти; заповеди Христовы их обличают, Суд Его для них страшен, вот они и успокаивают себя надеждой на «реинкарнацию». Надеются, наверное, еще одну жизнь прожечь, так же, как эту прожигают. Уж до «нирваны» куда там! Но я думаю, что самому Будде было бы тошно от таких поклонников!

ОБ ИРИНЕ: Оля, если тебе придется встретить Ирину, будь с ней ласкова и приветлива, как будто ничего не случилось. Я думаю, что обида на тебя у нее давно прошла: она ведь и сама в глубине души наверняка понимает, что живет совершенно скверно. В своей жизни, в своем кругу она видит так мало человеческой порядочности, а тем более — доброты и сочувствия, что тебя она вспоминает, скорее всего, с лучшей стороны. Ну не зря же все-таки год назад у тебя возникло желание поделиться с нею своей верой!
То, что ты в этом письме вспомнила ее, само говорит, что печаль о ней, а возможно и надежда на ее спасение, еще остаются в твоем сердце. Бог творит чудеса: может быть, она еще будет святая праведница Хочешь, мы будем молиться за нее вместе с тобой? Я напишу ее имя в свою тетрадку рядом с твоим и буду поминать вас обеих на молитве и в церкви, и дома.

***

Кстати, в своем письме ты на это раз ничего не пишешь о маме, бабушке, отчиме и тех людях, о которых тоже просила молиться. Все вы в моей тетрадке и в моем сердце. Вот еще оказаться бы нам всем вместе у Господа нашего Иисуса Христа, в пресветлых Его обителях. Я очень этого хочу, а ты? Впрочем, я знаю, насколько я этого недостоин, а ты все-таки чище меня.
Спаси свою душеньку, радость моя, может, и мне поможешь. Ольга, прошу тебя, молись обо мне.
Мир тебе и Божие благословение. Ограждаю тебя честным Крестом Господним. Будь здорова.

Твой недостойный духовный отец иерей А-й 
20 № 1 (9) 2000
рубрика: Архив » 2000 »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.