Судьба страны решается не только в Москве и больших региональных столицах. Игнорировать это — значит отгородиться от важной части нашей общей реальности. Недаром среди жителей мегаполисов уже не первый год растет мода на внутренний туризм с целью ближе узнать свою страну. У некоторых из малых городов России славное прошлое, но сегодня они переживают не лучшие времена. В некоторых — жизнь кипит с прежней силой. Но все они одинаково важны для понимания того, как возникла, сформировалась и живет сегодня наша страна. А значит, самое время узнать эти города в лицо. Читайте в проекте «Фомы» — «Малые города  — герои России».

Вероятно, Торопец — ровесник Ладоги, одного из древнейших городов Руси. Правда, как он назывался в те далекие времена, не меньше 12 веков назад, доподлинно неизвестно. Поздние предания или легенды донесли до нас имя Кривитеск, Кривечь. Славянское племя кривичей сидело на этих болотистых, мокрых землях. От воды и богатело — по рекам шли лодьи, груженные мехами, серебром, янтарем, жемчугом, тканями.

Торопец

По склонам Валдайской возвышенности проходит водораздел между всеми главными речными системами, на которых выросла Русь. Водными путями отсюда можно было плыть в любую сторону — на Балтику, в Скандинавию, в арабские страны, в византийские «греки». Здешние места были узловыми — «пересадочными» на огромном торговом пространстве от северо-запада Европы до Каспия, сложившемся в VIII веке. На волоках, по которым перетаскивали речные суда, росли, как грибы, поселения. Но лишь единицы из них обрели долгую жизнь и вошли в историю. Торопец, лежащий в крутой излучине реки Торопы, что перебегает из одного озера в другое, — как раз тот случай.

И конечно, первый известный в истории житель Торопца был богатый купец. Звали его Чернь. Однажды в церкви он услышал слова Христа из Евангелия: …все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною (Лк 18:22). Торопецкий купец буквально исполнил эти слова. Он раздал все и ушел в Киев, стал монахом Печерского монастыря с именем Исаакий. О его непростом подвижничестве и войне с бесами рассказывает под 1074 годом первая русская летопись («Повесть временных лет»). Этот год принято считать датой рождения Торопца. Но Чернь пришел в Киев в начале 1060-х годов, его родной город к тому времени уже давно процветал торговлей и ремеслами.

Торопец
Фото: llorein, Яндекс-фотки.

Сто лет спустя Торопец — один из значимых центров Смоленского княжества и поставщик княжеского двора. Местные рукодельницы вышивают узорные скатерти, украшающие пировальные столы в княжьих хоромах. А сам город на берегу озера Соломенного (Соломено) обносят более мощными деревянными укреплениями на валах, окружают рвом. Центру самостоятельного Торопецкого княжества, каким он стал с 1168 года, пристало быть сильной крепостью,  образцом прогрессивной фортификации.

Торопец
Фото: llorein, Яндекс-фотки.

Купцы Древней Руси умели постоять за себя, защитить свое добро. Торговая предприимчивость органично соединялась с воинственностью. В эпоху постоянных княжьих распрей торопчане нередко оказывались участниками междоусобных войн. На второй год жизни Торопецкого княжества они ходили в составе коалиционного войска на Киев. Новгородцы тем временем, воспользовавшись случаем, попытались взять Торопец. Но разграбили только посад, а крепость им не далась. Через год торопчане отомстили, поучаствовав в походе большого войска на Новгород.

Торопец
Фото: llorein, Яндекс-фотки.

И с князьями Торопцу везло — один другого удачливей, отважней, громче именем: Мстислав Храбрый, Мстислав Удалой, Александр Невский. Отец последнего, великий князь владимирский Ярослав Всеволодович, хотя и враждовал с Мстиславом Удалым, однако женился на его дочери. По родственному долгу или велению души он стал покровителем и защитником Торопца, гонял со своей дружиной его обидчиков. Обидчики к тому времени появились уже не свои, русские, а чужие — литовцы. Несколько раз их выбивали с торопецкой земли, пока Александр Невский, перенявший родовой торопецкий удел от матери, не отбил надолго литовцам охоту к набегам. Это было в 1245 году, после двух его знаменитых битв со шведами и немцами.

Торопец
Фото: llorein, Яндекс-фотки.

За несколько лет до того в Торопце сыграли свадьбу Александра с княжной из Полоцка. О том, какое место в княжеских раскладах занимал Торопец, говорит то, что в Новгороде, где княжил Александр, свадьбу праздновали уже после венчания и пира в Торопце. Торопецкое княжество лежало посередине между крупными политичес­кими игроками Руси — Владимиро-Суздальской, Смоленской, Новгородской землями и, разумеется, город пользовался выгодами положения.

Торопец
Фото: llorein, Яндекс-фотки.

Торопчане знали толк в войнах, уважали купеческую ловкость и, надо думать, были крепкими богомольцами. При всей своей купеческой хитрости, позднее вошедшей в присловье (торопчане — «чертовы головы»), они, видимо, умели замаливать грехи. И сколько б ни обрушивались на них Божьи кары -— частые пожары, наводнения, мор и вражьи набеги (а воспринималось это именно как наказание за грехи), — город всякий раз воскресал и обустраивался заново. Благодарили за это Божью Матерь, молясь перед городской святыней, Торопецкой иконой Богородицы.

Торопец
Фото: llorein, Яндекс-фотки.

История появления в Торопце этой иконы так запутанна, что уже не разберешь, где реальность, а где вымысел местных хитрецов ради славы своего города. Предание гласит, что это одна из корсуньских святынь, которые князь Владимир, перед тем как крестить Русь, привез из крымского Корсуня-Херсонеса. Другая версия говорит, что эту икону, копию той, которую написал в древности евангелист Лука, выпросила в Византии святая Евфросиния Полоцкая. А в Торопец из Полоцка ее будто бы привезла как приданое невеста Александра Невского…

Торопец
Памятник Учителю. Фото: llorein, Яндекс-фотки.

В XVII веке царь Алексей Михайлович повелел возвести в Торопце для этой святыни каменный Корсунско-Богородицкий собор.

В середине XIV века Литва все-таки прибрала к рукам уничтоженный пожаром Торопец. Через полтора столетия его войной вернул собиратель Руси Иван III. К тому времени торопецкий кремль обосновался на новом месте — на острове между протоками Торопы. Так было безопаснее. Фортификаторы Московской Руси на протяжении XVI—XVII веков поддерживали стены и девять башен-стрельниц этой пограничной заставы в боевой готовности. Польско-литовские правители не оставляли попыток снова завладеть западными русскими землями. В Ливонскую войну город безуспешно осаждал польский король Стефан Баторий. В Смутное время под Торопцем разбили интервентов, хозяйничавших в нем.

Торопец
Фото: llorein, Яндекс-фотки.

Лишь во второй половине XVII века вновь настало золотое время торопецкого купечества. Размахом своих международных связей местные купцы чуть позднее удивили и восхитили Петра I. Город их стараниями вновь процвел. Не осталось ни одной деревянной церкви — все стали каменными, улицы тоже нарядились в каменные дома. Торопчане любили красоту — изразцовый декор церквей, пышные женские костюмы с обилием речного жемчуга. «Торопецкое барокко» прослыло позднее у искусствоведов самостоятельной архитектурной школой, которой город обязан своим неповторимым обликом, оригинальной панорамой.

Торопец
Фото: llorein, Яндекс-фотки.

«Вы подъезжаете к Торопцу, и вам еще за несколько верст бросаются в глаза сияющие купола разноцветных массивных каменных церквей, слепившихся в одну кучу и отвлекающих ваш взор от всего другого», — так описывал его очевидец из XIX века. В то время в небольшом и уже глубоко провинциальном городке было два десятка живописных храмов.

Торопец
Кирпичная трёхпрестольная церковь. Лучший из памятников барокко в Торопце. Построена на средства купца Гундорова в 1760-х. Двухэтажный храм с восьмигранным куполом и восьмигранной колокольней с богатым декоративным убранством в духе барокко. В XIX в. своего причта не имела, была приписана к Корсунскому собору. В настоящее время в церкви расположен краеведческий музей. Фото: Belliy, wiki

Но все же символом Торопца стали не церкви и не купеческие атрибуты. На его гербе изображены сторожевая башня и боевой лук. «Твой государев порубежный город Торопец искони стоит на крови», — писали некогда торопецкие челобитчики царю Алексею Михайловичу, поминая боевое прошлое. К XIX веку та кипень бурной русской истории остыла и застыла в памятниках древности, отлилась в пестрое разнообразие церквей. Из торопецкого мирного захолустья вышло немало известных людей (одних адмиралов почти два десятка). Но, может быть, наилучшим сосудом, воспринявшим в себя этот дух русской героики, глубокой и стойкой веры, стал сын местного священника Василий Беллавин — будущий патриарх-исповедник начала советской эпохи, святитель Тихон.

На заставке фрагмент фото: llorein, Яндекс-фотки.

0
0
Сохранить
Поделиться: