ТОЛЬКО В ЛЮБВИ…

На вопросы читателей отвечает протоиерей Андрей ЛОБАШИНСКИЙ, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Карижа (Калужская область).

Кто такой Ангел Хранитель, как именно он может помочь?

Настя К.

Из Священного Писания нам известно, что в нашей жизни участвуют недоступные обычному восприятию духовные существа, получившие название ангелов (по-гречески — вестников). В их задачу входит как возвещение людям воли Божией, так и забота и помощь, причем не только отдельным людям, но иногда и целым народам.

По учению Православной Церкви, каждый человек с момента крещения получает Ангела Хранителя, который является постоянным спутником и невидимым помощником своего подопечного. Это наш проводник по духовной жизни, он помогает нам не заблудиться на жизненных дорогах. Поэтому для христианина отношения со своим Ангелом должны являться предметом постоянной молитвенной заботы.

Духовный опыт многих людей говорит о том, что наша жизнь может либо привлекать к себе ангельскую помощь, либо отталкивать ее, лишая нас ангельской защиты и покровительства. Многие святые удостаивались видеть своих Ангелов Хранителей, и это для них не было предметом или поводом для гордости, а наоборот, побуждало их к еще более строгому отношению к своим делам, словам, поступкам, чтобы ничем не оскорбить ангельскую чистоту и целомудрие.

Наш Ангел Хранитель старается сохранить нас в первую очередь от духовного, нравственного падения, а лишь потом от ушибов, травм и телесных несчастий. Потому и помощь Ангела следует ожидать прежде всего в сфере духовной пользы и безопасности, хотя есть немало примеров ангельской защиты и в случаях опасности физической. Кстати, ответственность и любовь Ангела Хранителя не ограничиваются нашей земной жизнью. Наверняка она останется и в вечности, где нас ждет проводник по иному миру, наш верный духовный друг.

Как узнать, настоящее чувство испытываешь к человеку или нет?

Людмила

В основе любого настоящего чувства — а тем более такого, которое претендует называться любовью, — должно находиться преодоление своего эгоизма, ограниченности своего бытия. Только в такой любви можно найти ценность высшую, чем собственное «я», и войти в радость встречи с другой личностью. Конечно, высшим выражением такой любви является любовь к Богу, но и в отношениях мужчины и женщины этот закон любви — преодоление своего эгоизма — тоже действует.

Испытывая свою любовь, нужно смотреть честно — чего в ней больше? Придуманного образа, идеала, просто наложившегося на встреченного нами человека? поиска любви к самому себе? увлечения, мимолетного, как аромат цветов? или другого, доселе нам неведомого, но очень важного человеческого опыта? Без этого опыта нам очень трудно будет жить и возрастать в полноту человеческой личности, ведь только в любви человек обретает свое подлинное назначение.

Вы правы в том, что любое чувство должно пройти проверку, испытание и в первую очередь — временем. Святитель Феофан Затворник так и говорил о том, что в духовной жизни все должно быть «с пожданием». Но настоящая любовь всегда имеет духовную природу, и поэтому только время и, добавлю, молитва могут выявить главную, фундаментальную основу наших чувств.

Мне кажется, православные считают, что большинство людей на земле не спасутся. Разве Христос так учил?

N.

Господь пришел на Землю не судить мир, но спасти мир (Ин 12:47). Христиане всегда верили и верят, что весь мир без исключения призван к спасению и по замыслу Божию должен был бы спастись. Но в конечном смысле вопрос спасения, вся его глубина и трагичность заключается в таинственном выборе человеческой воли, ведь человек свободен. Он свободен в выборе добра и зла, он свободен в вере и неверии, в верности и предательстве, в любви и ненависти, в прощении и мести. Человек свободен принять подаренное ему спасение, но свободен и отказаться, как это часто и бывает. И тогда, если он сам не хочет спасения, сложно даже представить, как его можно насильно спасти. Так что у нас нет твердой, основанной на Священном Писании уверенности в спасении или неспасении всех людей, и мы не можем предвидеть будущую участь всего творения, но некоторые христианские святые и богословы все-таки говорили о том, что верят в спасение всего творения без исключения.

И хотя такое мнение не находит твердой опоры в Предании и Писании, все равно важно понимать, что христиане в целом никогда не утверждали безусловную гибель мира вне Церкви. Всегда подчеркивалось, что Церковь может отвечать за духовную участь только тех, кто существует в ней, верит во Христа и живет согласно Евангелию, а прочее — дело Божие. В этом смысле замечателен пример преподобного Силуана Афонского, как-то записавшего в своем дневнике: «Господи, даруй мне проливать слезы за себя и за всю вселенную, чтобы народы познали Тебя и вечно жили с Тобою».

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (2 votes, average: 4,50 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.