Тишина без лозунгов

В Москве, в Центральном доме художника открылась пятая отчетная выставка творческого объединения художников «Союз русских художников. Новое время»

Объединение это – живой развивающий организм, и это здорово. Поскольку нет никакой радости наблюдать за искусственными или, простите, уже не живыми проектами. А здесь, как и положено живому, есть и скачки роста и возрастные кризисы развития. В общем, жизнь.

В этом году выставка – более ровная по качественному наполнению. Видимо, все-таки срабатывает ответственность за то, что были заявлены значительные ориентиры: «тот самый», первоначальный Союз русских художников, да и нынешние мэтры (Валентин Сидоров, Алексей и Сергей Ткачевы), которые участвуют в выставках, невольно заставляют равняться на высокое качество своего творчества.  Выставка,  в общем, – действительно сильная, учитывая, что условия участие в ней – предоставление только новых работ.

С каждым годом выставки Союза становятся профессиональней, вдумчивей. Молодые художники постепенно уходят от такого понимания, что «надо обязательно писать деревню, хотя я ее не знаю, не понимаю, толком не видел, но иначе не скажешь о России».

Для Анны Боганис Россия связана с миром семьи, с тем миром, который совсем рядом. Вроде бы – микромиром, но на самом деле таким огромным и важном. Без патетики, без кричащих лозунгов художница говорит о важном. По-настоящему трогательна, без намеков на слащавость, девочка, моющая посуду в работе «Маленькая хозяйка». В картине «Зима» — через четко выстроенную композицию – философские рассуждения. Запорошенная снегом беседка, позабытые детские игрушки. Жизнь лета так коротка, как и впрочем, человеческая жизнь. Дети взрослеют так быстро, и нужно научиться ценить каждое мгновение, каждый период их детства.

Для Андрея Алехина — Россия  – строгая красота Севера, с ее сдержанным колоритом, с неспешной основательной жизнью («Одним весенним днем», «В ожидании прилива»).

Тишина, которой так не хватает людям, живущим в больших городах, звучит в картине Егора Зайцева «Сельский учитель». Тишина позволяет слушать важные вещи – поэзию, природу, человеческие размышления…

В единую движущую стихию природы сливается вечер, стадо коров в картине Максима Хоронько «Возвращение».

Один смысловых центров выставки – работы Сергея Гавриляченко. В них — игра смыслов, легкая ирония и одновременное серьезное отношение к главным вещам. («Разговор птиц», «Послеобеденный с Кантом»,  «Социальный лифт»). Не очень большие картины написаны в темноватых тонах, однако – вызывают невольную улыбку радости. Потому, что здорово, потому что – смотришь действительно качественное искусство.

А вот некоторые «радостные», «светлые», «звенящие» гигантские полотна вызывают острый приступ тоски. Ради чего художники год от года пишут этот непонятный, необоснованный не художественно не смыслово «позитив»? «Счастливое детство», «благолепоное прошлое», «купола», «кресты», «подвиг народа»… Но за перечислением фактом не стоит ничего. Тема, которая могла бы прозвучать пронзительно, оказывается трещащим пустым лозунгом. За пафосом прячется в лучшем случае пустота, в худшем – неискренность.

Чтобы касаться подобных тем, нужен такт, такт, и еще раз такт. Особенно – если речь идет о вере, Церкви… В изобразительном искусстве, — как в поэзии. Вроде пишет человек стихи – о природе, человеческих отношения – и неплохо получается. Как коснулся веры – выходит фальшивка.

Чтобы в творчестве затрагивать вопросы веры, нужно быть или гением, как, например, Борис Пастернак с его стихотворениями  «Гефсиманский сад», «Рассвет», «На Страстной»… Либо – десять раз подумать, а стоит ли браться. И браться, когда действительно уже столько внутри накопилось, что нет сил держать в себе, что хочется рассказать. А не для того, чтобы быть в «тренде». Потому, что иначе, коробит. Иначе получается лозунг «Пятилетку – в четыре года!», точнее – «Возродим веру и духовность в короткий период!»

Но, как уже говорилось вначале, «Союз русских художников» — живой организм, и он сумеет перерасти этот момент «лозунговости». И на следующей отчетной выставке уже ничего не будет сбивать зрителя с пронзительной искренней ноты.

Справка «Фомы»: Объединение «Союз русских художников» возникло в 1903 году в Москве. В него входили такие мастера,  как Игорь Грабарь, Константин Коровин, Аполлинарий Васнецов, Михаил Нестеров, Федор Малявин, Николай Крымов, Лев Бакст, Михаил Врубель, Леонид Пастернак… Союз просуществовал до 1923 года.

В конце 80-х годов прошлого века художники, среди которых – Валентин Сидоров, Алексей и Сергей Ткачевы, Алексей Грицай – заговорили о необходимости возрождения Союза. Идею удалось реализовать в 2008 году, когда в ЦДХ открылась первая выставка «Союза русских художников. Новое время».

Выставки «Союза» проходят не только в столице, но и путешествуют по городам России и Беларуси. 

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.