Терпение себя

Александр Ткаченко о неверном аскетизме

tkachenko_gИстина – это всегда лезвие бритвы: чуть вправо-влево, и вот уже летишь в кювет, уже уклонился в какое-нибудь нелепое заблуждение. Вот, например, все мы знаем, что оправдывать себя нехорошо. Самооправдание – один из самых порицаемых в аскетике недугов духовной жизни человека. Однако же, уходя от самооправдания очень легко свалиться в другую крайность – увлечься самообличением, начать углубленно исследовать собственные ошибки, смаковать их, и в конце концов, всеми этими ментальными упражнениями довести себя до совершенно непотребного состояния души, которое в православной аскетике именуется не иначе, как – уныние. И ведь главное – чувствуешь же, что есть в этом всем что-то нехорошее, неправильное! А все равно, так и тянет побередить в себе эту душевную боль от неправильного поступка. Примерно так же, как в детстве тянуло расковырять едва подсохшую болячку на сбитой коленке. И при этом еще мнишь себя чуть ли не каким-то «выдающимся делателем благочестия». Как же, как же – я ведь свои грехи оплакиваю, вон я какой скорбный – без слез в зеркало на себя посмотреть не могу, до того физиономия кислая.

Материал по теме


slovar_g

Терпение: ожидание, или стояние на месте

Терпение позволяет не терять надежду, и благодушно переносить страдания и несчастия, неизбежные в жизни каждого человека.

Эти упражнения могут отнимать много душевных сил, но к подлинному благочестию такое мысленное самоистязание не имеет ровным счетом никакого отношения. Это просто некое произвольное введение себя в унылое состояние духа, издевательство над собственной психикой, а зачастую — и отождествление себя с древними подвижниками благочестия. Ну вправду же, бывает – прочтет человек, к примеру – Лествицу, или другую какую-нибудь книгу по аскетике. И начинается у него самодеятельность: то одно монашеское делание на себя примерит, то другое, то третье… А потом, глядишь – приходится духовнику вытаскивать «подвижника» из духовного расстройства.

Вот и с самоукорением тоже у многих так происходит. А ведь есть у святых отцов вполне ясные рекомендации, своего рода – техника духовной безопасности. Выполняя которую, можно избежать множества ошибок и перекосов в собственной духовной жизни. Вот что писал, к примеру, про то же самоукорение преподобный Феофан Затворник:

«Первый предмет терпения есть — терпение себя, хотя никто почти не обращает на это внимания… Терпеть себя — значит, когда видишь свои ошибки и недостатки, то не должно сильно расстраиваться или возмущаться, ни, тем более, отчаиваться, ибо все это есть признак гордости. Тогда нужно смириться и молчаливо терпеть себя. Нужно помнить, что каждому человеку свойственно ошибаться, т. к. совершенных людей на земле нет… Поэтому, когда случится так или иначе споткнуться, тогда нужно смириться, сокрушиться сердцем о своем невежестве и впредь стараться быть внимательнее и осторожнее, испрашивая на то помощь Божию».

 

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (10 votes, average: 4,90 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Ольго
    Июль 24, 2015 23:41

    Представляю отцов-пустынников, прочитавших сии советы на том этапе, когда требовалось принять решение об отречении от мира, и устыдившихся своей гордыни, не ушедших в пустыню, а продолжающих жить в роскоши дворцов или своих имений и терпящих себя.
    Но они всё-таки начали свою «самодеятельность» в нашем представлении. И за «углубленным исследованием собственных ошибок» у них не следовало «их смакования», а за «оплакиванием своих грехов» — «мнения себя чуть ли не каким-то «выдающимся делателями благочестия». Многие ушедшие в пустыню, там и умерли, потому что не в игры играли, а вели суровую борьбу не на жизнь, а на смерть. Кто выигрывал схватку, тот становился святым, а кто-то приходил в «духовное расстройство». Не начиная дела, и не сделаешь его, а начав делать можешь ошибиться. «Примерка, то одного,то другого, то третьего» — тоже поиск, который может оказаться ошибочным, а может благословенным. По плодам можно будет узнать. И совет святителя относится ко всем, и тем в т. ч. и тем, которые подвизаются по благословению, а не занимаются самодеятельностью, ибо от ошибок и уныния никто не застрахован, даже святые… и скорее к ним этот совет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.