ТЕПЛАЯ ЗЕМЛЯ

в живописи Валентина Сидорова

Сюжеты картин Валентина Сидорова удивительно просты: спешащая в школу деревенская детвора («Апрель. В школу»), скачущие по лужам ребятишки («В начале мая»), идущий с работы крестьянин с собачонкой («Счастливые»), играющие дети («Качели», «Прятки»). А еще — «На теплой земле». «На полотне ничего особенного и не происходит, — говорит художник. — Это моя бабушка сажает рассаду, а сестренка стоит и смотрит. Но картину эту можно поставить эпиграфом ко всему, что я делаю. Ведь все, что я пишу, берет свое начало на теплой земле». Через свои «простые сюжеты», легко узнаваемые среднерусские пейзажи, через образы деревенских жителей Валентину Сидорову удается показать, насколько сложен и волнующе прекрасен окружающий нас мир.



На теплой земле.  холст, масло. 1962 г.

Увы, сегодня мало что сохранилось от той деревни, которую воспевает народный художник Валентин Сидоров. «Я пишу воспоминания, свою память, — говорит он. — Мне очень важно, чтобы то, что я помню, не ушло, чтобы оно сохранилось. В своих картинах я пытаюсь передать отношение русского человека к окружающей его природе. Хочу рассказать о его труде и вечной любви к земле, к родной земле».

«Согласитесь, чтобы говорить о Боге, не обязательно изображать интерьер храма или колокольню, — размышляет мастер. — Бывает, что за стремлением художника передать внешнюю атрибутику больше ничего и не оказывается. Но порой, просто оглянувшись вокруг, вглядевшись в привычные, казалось бы, очевидные и простые вещи, вдруг обнаруживаешь главное…» Каждая работа Валентина Михайловича являет собой концентрированное, насыщенное ощущение бытия. И тот прекрасный мир, который отображает в своих полотнах художник, просто невозможен без Бога. Его присутствие чувствуется во всем: во вздохе ветра, в уголке неба, в наклоне дерева, в убегающей вдаль речушке…



Святая гора.  холст, масло. 2002 г.

Художник родился в деревне Сорокопенье Тверской губернии в 1928 году. Потом переехал с семьей в Москву, где окончил Суриковский институт. Но каждое лето приезжал и приезжает отдыхать на родину матери, в деревню Коровино. Эту деревню и ее обитателей изображает художник в своих картинах. «Сейчас пишу книжку “Мое Коровино”, — рассказывает он. — Это воспоминания о деревне, о каких-то особенных событиях, например, как ходили по большим церковным праздникам в единственный на несколько деревень храм. Это рассказ о местных жителях, каждому из которых можно посвятить отдельную картину. Единственный мужик, который вернулся с войны, — Василий Филиппович, сын церковного старосты. “Я выжил только благодаря молитве, заступничеству преподобного Сергия Радонежского”, — не раз говорил он мне. А судьба у него по-настоящему трагична. Едва успев жениться на красавице Катерине, он оказался в армии, попал на финскую войну. После окончания кампании, вместо того чтобы отправиться домой, растить только родившегося сына Васёнку, Василий Филиппович был этапирован в Сибирь — ему дали 10 лет за то, что побывал в плену. Затем Великая Отечественная война, штрафная рота, снова плен, теперь уже немецкий. После окончания войны он вновь попал в Сибирь, откуда вернулся лишь в 1956 году. Васёнки уже не было в живых: его убили хулиганы, а Катерина из бойкой молодухи превратилась в старушку…»

Сидоров посвятил Василию Филипповичу картину «Дóма. С войны вернулся». В истории сослагательное наклонение невозможно. В живописи же художник волен изменить драматические обстоятельства. Потому герой картины Сидорова возвращается домой не из плена и лагерей, а с войны и привозит сыну (живому и здоровому) подарочек — немецкий игрушечный паровозик. Васёнке же не до игрушки: он с любопытством изучает отцовские награды…



На лужке.  холст, масло. 1968 г.

В Коровине стоит небольшая часовенка. Художник построил ее на свои средства. «Когда я приезжаю в Коровино, где прошло мое детство, я не могу не вспоминать о войне. Из 35 дворов на фронт ушли мужики. А вернулся только Василий Филиппович. Не раз ловил себя на мысли: вот живешь, работаешь, делом любимым занимаешься, по заграницам ездишь. И понимаешь, что за все это нужно непрестанно благодарить Бога и тех, кто защищал нашу землю. Вот я и надумал поставить часовенку. Долго ничего не получалось, но в конце концов, слава Богу, достроили. В мае 2008 года освятили храм-часовню в честь преподобного Сергия Радонежского. В стену часовни вставлена надпись, над содержанием которой я размышлял очень долго. Сначала у меня была идея написать, что храм возведен в память о тех, кто ушел на войну и не вернулся. А потом подумал: а как же быть с Василием Филипповичем, с теми, кто работал в тылу на пределе физических возможностей? Случалось, что люди падали в борозду от изнурения. Разве все они не заслужили того, чтобы о них помнили? Я долго редактировал надпись и в итоге остановился на словах: “В память о жителях Коровина, которые защищали Отечество, жили верой и надеждой”»



Родительский камень. холст, масло. 2001 г.



Гори-гори ясно.  холст, масло. 1960, 2008 г.

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.