ТАРУСИН Михаил

Руководитель сектора социологии Института общественного проектирования

Публикации автора (17)

14 декабря 2011

ПОЯС БОГОРОДИЦЫ: НЕМНОГО СОЦИОЛОГИИ

Принесение в Россию Пояса Богородицы стало беспрецедентным событием, вышедшим за пределы сугубо внутрицерковной жизни. Миллионы паломников по всей стране, многокилометровая очередь в Москве, в которой люди стояли по шестнадцать часов, а некоторые и больше суток… Кто стоял в этой очереди? Для одних ответ очевиден — вот она, Святая Русь, пережившая все потрясения и годы государственного атеизма. Другие ехидно замечают, что этих людей якобы не видно в храмах на воскресных службах, что это чуть ли не язычники-обрядоверы, пришедшие не к Богу, а за простой прикладной магией. Интернет-портал «Православие и мир» попытался разобраться в ситуации и провел собственное социологическое исследование в очереди, стоявшей к Поясу, а «Фома» попросил прокомментировать его результаты руководителя отдела социальных исследований Института общественного проектирования социолога Михаила Тарусина. 

1 января 2008

Афонские будни

И Иерусалим и Афон — истоки жизни православной, как Россия – её устье. Вероятно, хоть раз в жизни подняться вверх по течению необходимо для духовной жизни человека.

1 января 2008

АФОНСКИЕ БУДНИ

Жизнь в православной обители насыщенна и разнообразна, в ней любому найдется место и применение, даже таким неотесанным и неприспособленным мирянам, как мы с моим другом, посетившим Свято-Пантелеймонов русский монастырь на Афоне.

1 января 2008

РЕАЛЬНАЯ РОССИЯ. Шаг седьмой: РЕЛИГИЯ И ВЫБОРЫ

Еще недавно нашим политикам было несколько проще – следовало сулить избирателям блага земные и ценности материальные, и тем привлекать их голоса на выборах. Но неожиданно среди российского электората появилась внушительная социальная группа религиозных людей, с которыми, по всей видимости, надо разговаривать как-то иначе.

1 января 2008

РЕАЛЬНАЯ РОССИЯ. Шаг третий: НЕВЕРУЮЩИЕ

Каков верующий человек сегодня? Как религиозное мировоззрение сочетается с новыми ценностями жизни, какое место религиозное сознание занимает сегодня в жизни общества и как оно влияет на различные стороны этой жизни? Эти вопросы обсуждаются в рамках совместного проекта журнала “Эксперт”, Института общественного проектирования и журнала “Фома”.

1 января 2008

АФОНСКИЕ БУДНИ

На Афоне мы обнаружили одну особенность здешнего пространства. Духовная осмысленность жизни не заканчивается стенами монастырей, она ощущается повсюду – в горах и перешейках, в пустынной дороге, в свежем ветре и запахе трав. Тут нет чувства одиночества, во всем движении жизни слышится присутствие Бога.

1 января 2008

РЕАЛЬНАЯ РОССИЯ. Шаг четвертый: ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

В одной из предыдущих публикаций (см. “Фома” №2, 2006) мы уже писали о том, что православные российские граждане вполне лояльно относятся к рыночной экономике. Больше половины из них согласны с тем, что переход к рынку в стране был необходим (так же считает и население страны в целом). Отношение к мелким и средним предпринимателям также положительное – 78% православных относятся к ним хорошо, а почти 40% считают, что в месте их проживания созданы неплохие условия для занятия бизнесом.

1 января 2008

ДВЕ СУДЬБЫ

Судьбы людей искусства порой могут быть поистине трагичными не внешними обстоятельствами, а внутренними движениями души и творческого состояния. Примеров тому немало, но наиболее яркими кажутся биографии русского художника А. И. Куинджи и финского композитора Яна Сибелиуса.

1 января 2008

РЕАЛЬНАЯ РОССИЯ. Шаг шестой: РЕЛИГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ – ПОД РУКУ ИЛИ ВРОЗЬ?

Еще сорок с небольшим лет назад, во времена хрущевских гонений на Церковь, образ верующего ассоциировался с чем-то страшным, темным и дремучим. Таким он представал на советских экранах, страницах журналов и газет, им пугали детей. Но, видно, не запугали…

1 января 2008

Михаил ТАРУСИН: НЕИЗВЕСТНАЯ РОССИЯ

…российское общество гораздо более здоровое, социально активное, социально оптимистичное и внутренне богатое, чем мы привыкли считать. Мало того, в этом обществе существуют очень четкие, очень конкретные и очень внятные ценности, наличия которых мы в нем не предполагали.