СВОБОДА ЛЮБИТЬ…

Диалог о радости

Признаемся честно, этот разговор начать было очень непросто. И все же мы попытаемся обсудить вместе с вами тему любви и интимных отношений, сопоставив разные взгляды. Мы ни в коем случае не собираемся расставлять все точки над "i" или предлагать "формулы любви" на все случаи жизни. Наш материал — это приглашение к диалогу, который, мы надеемся, еще только начинается.

НРАВСТВЕННА ЛИ "СВОБОДНАЯ ЛЮБОВЬ"? —

Именно на этот вопрос мы попросили ответить учащихся нескольких московских школ и институтов. Перед вами — некоторые фрагменты полученных нами сочинений, которые мы публикуем без стилистической правки.

ГОНКА, В КОТОРОЙ НЕ ПОБЕДИТЬ

.. .Для меня просто не существует другого понятия любви, кроме как любви в браке. Наверное, я очень консервативна, но мне кажется, что немного ненормально, когда муж или жена имеют любовницу или любовника и при этом продолжают сохранять нормальные отношения в семье. Мне кажется, что это просто невозможно. Когда появляется третий, гармония брака просто не может не разрушиться.

Я думаю, что в такой ситуации возможны только два выхода: вычеркнуть этого третьего из своей жизни или расстаться с мужем (женой). Свободная любовь, я считаю, немного исказила наше мироощущение и покалечила душу. Это понятие и стиль поведения, с ним связанный, сделали людей циниками, научили не обращать внимание на чувства партнера. Зачем? Когда эти отношения так легко можно разрушить и так же легко создать новые, а остановиться и подумать, попытаться понять, помочь изменить что-то и измениться самому, создать крошечную вселенную для двоих, научиться любить и самое главное научиться быть любимым — это очень сложно, но ведь это намного важнее, чем просто охота за новыми удовольствиями и приключениями. Удовольствие каждый раз будет ускользать, оставляя пустоту и желание вернуть его. Это настоящая гонка, в которой человеку никогда не выиграть…

Елизавета, 19 лет

ЧТО ЕСТЬ НРАВСТВЕННОСТЬ?

…Само значение словосочетания "свободная любовь" можно понимать по-разному.

Во-первых, любовь может быть свободной в смысле свободы выбора. Раньше такой свободы не было, т.е. молодые люди не могли, не имели права выходить замуж за того, кого любят, а сейчас у них есть возможность выйти замуж по любви или, хотя бы, по своему выбору… И я не думаю, что такая любовь может быть безнравственной.

Во-вторых, бывает любовь (я имею в виду настоящую любовь, а не просто временное влечение) к двум людям одновременно. По-моему, это довольно трудно: любить двоих сразу. Это требует большой самоотдачи, много мужества. И при том любовь должна быть действительно сильной, настолько сильной, что нельзя расстаться ни с одним возлюбленным. Немногие решатся на такое. Неужели любовь Ромео и Джульетты, Карениной и Вронского можно считать более нравственной, нежели любовь Лили Брик к своему мужу и к Владимиру Маяковскому?

Между прочим, безнравственной, для ее времени, можно считать и Джульетту: ведь она вопреки воле родителей полюбила юношу из "вражеского стана". Так можно ли считать любовь к двоим сразу безнравственной? Мне кажется, что это решать тем, кто любит…

Да и вообще, что есть нравственность? Нравственность и безнравственность — это оценки тех правил и уставов, выдуманных человеком, которые делят поступки на "хорошо" и "плохо". Нравственность — это хорошо, а безнравственность — плохо. С течением истории оценки меняются. То, что совершили Ромео и Джульетта, уже не кажется чем-то аморальным, а наоборот — их любовь — идеал.

По-моему, мы не можем брать на себя такую ответственность и вместо Бога решать: любовь — это хорошо или плохо? А может, я не права?

Людмила, 16 лет

ЛЮБОВЬ БЕЗ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Я считаю, что свободная любовь нравственна. Я понимаю свободную любовь как любовь без обязательств друг перед другом, когда каждый имеет свободу выбора и волен поступать так, как хочет. Но это именно моё мнение… Мне шестнадцать, и для меня это вполне естественно. Я узнавала мнение моей мамы и подруг по этому поводу. Мама считает такую любовь безнравственной. И если бы я вдруг сообщила ей о том, что буду жить с молодым человеком, не узаконив наши отношения, она бы этого не одобрила. И дело вовсе не в том, что мне 16. Даже если бы я была старше, она не поддержала бы мое решение. Просто мама выросла в другое время, тогда бы это считалось бы позором. Мои же подруги согласны с моим мнением.

Свободная любовь пользуется большой популярностью на Западе. Но ведь именно оттуда к нам пришли также болезни, как СПИД и сифилис. Там свободную любовь проповедуют наркоманы. Так что если свободная любовь и нравственна, но всё-таки и опасна.

Свободная любовь может помочь разобраться в своих чувствах. Если молодые люди не слишком уверены в серьёзности своих отношений, чувств, то поможет свободная любовь.

Именно она позволит узнать друг друга лучше и решить, быть вместе или нет. Ведь даже такой кутила, как Евгений Онегин, любящий свободу, в конце концов решил всё-таки пристать к берегу, остепениться. Ему захотелось серьёзных отношений, правда, было уже поздно, Татьяна была уже занята другим. А, следовательно, хоть и хороша свободная любовь, но всё-таки нужно подумать и о серьезных отношениях, о настоящей, чистой, сладкой и взаимной любви. Ведь можно так же, как Онегин, опоздать.

Вероника, 16 лет

А ПО НОЧАМ ПЛАЧУ…

Я думаю, что свободная любовь — это, когда человек не только открыто заявляет о своих чувствах, но и сексуально раскрепощен.

Когда мне было около 14-15 лет, я многое не понимала, я думала, что если человек открыто себя ведет в сексуальном плане, то ему должно быть стыдно за свое поведение, для меня важно было общественное мнение, оно мне и сейчас кажется важным, но я его ставлю на второстепенный план.

Свободная любовь бывает разная, вернее, она рассматривается с разных сторон. Для мужчины сексуальный контакт с женщиной, которую он впервые видит, будет считаться делом обычным, но в то же время женщину за это заклеймят, о ней будут думать, как о женщине падшей.

Может быть, из-за моего мировоззрения у меня никогда не было парня, с которым я встречалась бы больше двух-трех месяцев, хотя это зависит от парня и ситуации. Хорошие парни мне были не интересны, а с плохими я не могла долго встречаться. Сейчас, когда я оглядываюсь назад, я понимаю, что любила всего один раз, да и сейчас люблю. Иногда мне кажется, что без этого человека не могу жить, я с ним встречалась около двух месяцев. Переспала с ним на второй день знакомства, разошлись с ним из-за несхожести мнений на разные вопросы, хотя я до сих пор иногда плачу ночью.

(…)

Я считаю, что если те отношения, которые есть между мужчиной и женщиной, их обоих удовлетворяют, то эта любовь очень даже и нравственна, и они должны плевать на мнение общества.

Валентина, 17 лет

БРАК — ГЛАВНАЯ "ФОРМАЛЬНОСТЬ"

Когда говорят о свободе? Наверное, тогда, когда, в первую очередь, чувствуют ее нехватку. Когда ощущают непомерное бремя, тяготящее ум или душу, сердце или тело. Поэтому, когда говорят о свободной любви в отношениях между мужчиной и женщиной, то я понимаю, что говорят об освобождении любви от… Действительно, от чего? Но прежде, чем постараться ответить на этот вопрос, попробую описать любовь так, как она видится мне.

Любовь между мужчиной и женщиной — это, непременно, гармония духовного, душевного и телесного, где все бескорыстно, где человек говорит своей возлюбленной или возлюбленному: "Ищу не вашего, а вас". Это даже не совсем моя "формула любви", а взятая из писаний Апостола Павла.

Я прекрасно понимаю, что моё определение могут найти несовременным и слишком оторванным от жизни, но, если не искать идеала, то что вообще тогда стоит искать? А на поиски идеальной любви, я считаю, можно смело отправляться в сердце любого человека. Ведь у каждого, пусть в самом потайном уголке души, есть желание встретить в своей жизни настоящую любовь, такую, которая была бы навсегда. Даже люди, ратующие за свободную любовь, редко призывают к беспорядочным половым связям. Скорее наоборот — они стремятся к честности, открытости, взаимному вниманию и преданности в отношениях. Но для достижения этих целей они предлагают освободить любовь от всяких условностей и формальностей. А главная "формальность" — это брак.

Я имею в виду не брачный контракт, а брак в его христианском понимании. Хотя брачный контракт кажется чем-то супермодным, но ведь это же откат в прошлое, в ветхозаветные времена. Ведь тогда брак тоже был контрактным по духу. Когда кто-то разводился со своей женой, то просто давал ей разводное письмо, и на этом их совместная жизнь заканчивалась. Но Христос принес людям более глубокое понимание брака, как самой тесной и самой святой связи, скрепленной любовью и Божьим благословением.

Разговаривая со своими знакомыми, я узнаю, что многие среди них предпочитают жить в гражданском браке "без штампа в паспорте". Как правило, они объясняют это желанием узнать лучше друг друга перед вступлением в законный брак. Так могут тянуться годы, а они так и не почувствуют необходимости пожениться. Наверное, все это логично, потому что брак обесценен в глазах многих, потому что перестал пониматься, как Таинство между любящими людьми, а стал сводиться к серому штампу в паспорте…

Юрий, 20 лет

НАДЕЖДА — ЭТО СОН

Я — сторонник свободной любви, не задумываясь, нравственно это или нет. Некоторым людям трудно контролировать свои чувства, особенно влечение к другому человеку (независимо от его ориентации), и зачем делать из этого трагедию. И вообще трудно общаться с одним человеком на протяжении долгого времени, а еще труднее скрывать свое безразличие к нему. Так что лучше иметь свободу "выбора", тем более, что после долговременного общения образуется привязанность, и будет потом очень трудно одному избавиться от другого.

Так что каждый вправе выбирать себе сколько угодно партнеров, но есть опасность уподобиться зверям, которые удовлетворяют исключительно свои потребности. Но рано или поздно мы придем к тому, с чего все начинали. Мы все дальше удаляемся от традиционной нравственности и все глубже ныряем в бездну разврата (легализация гомосексуализма, клубов для секс-меньшинств, реклама презервативов, порно и т.д.). При таком раскладе волей-неволей забудешь, что такое нравственность и истинная любовь.

Мне кажется, что на перемены к лучшему даже не стоит надеяться. Ведь надежда — это сон человека, который вот-вот проснется…

Сергей, 18 лет





СВОБОДА И ЛЮБОВЬ — ПОНЯТИЯ НЕСОВМЕСТИМЫЕ

Что такое свободная любовь?

Никаких обязательств перед друг другом — так отвечаю я.

Любовью "свободною любовь" назвать я не могу. Любовь — это что-то более "возвышенное", чем просто желание и влечение людей друг к другу.

"Свободная любовь"- это что-то несерьезное. Увлечение человеком, влечение к нему; не более того.

Можно менять партнеров каждый день, час, но ведь когда-нибудь это надоест.

И вообще, я считаю, что "свобода" и "любовь" понятия совсем несовместимые.

Это мое мнение на эту тему. К сожалению и к счастью, не могу полностью, с точностью ответить на этот вопрос из-за отсутствия опыта и в "свободной любви", и просто в любви.

Александра, 18 лет

КАЖДЫЙ ВЫБИРАЕТ ДЛЯ СЕБЯ

Я хотела бы уточнить, что значит для меня понятие "нравственности", что такое "нравственно" и "безнравственно". Я считаю, что это чисто условное понятие, зависящее от времени, в котором мы живём, от культуры, которая нас окружает и от нас самих…Нравственными поступками считаются те поступки, которые человек может себе позволить совершать по отношению к другим людям или позволять их совершение по отношению к себе, не чувствуя при этом внутреннего дискомфорта (мук совести) и не вступая в противоречие с окружающим его обществом.

Каждый человек волен выбирать, как строить свои личные отношения и никто, я подчеркиваю, никто не в праве ни вмешиваться в личную жизнь другого, ни навязывать свой образ жизни.

Существуют как бы два образа жизни.

Либо человек ни с кем не связан никакими обязательствами, он живет в свое удовольствие, проводит время с кем захочет, меняет партнеров когда считает нужным.

Либо он связан любовью с другим человеком и тогда они живут друг для друга и готовы умереть за любимого.

Каждый человек выбирает, по какому одного и другого есть свои плюсы и минусы. Свободная любовь таит в себе угрозу того, что ты так никогда и не найдешь того единственного и неповторимого, встреча с которым, возможно, составляет весь смысл твоей жизни.

В то же время ты сохранишь свою свободу и получишь массу острых ощущений. Ведь общаясь с каждым новым человеком, ты узнаешь многое о его жизни, впитываешь часть его души. Наверное, каждая связь в так называемой свободной любви несет часть любви в нашем обычном понимании: людям интересно друг с другом, их влечет друг к другу, между ними обязательно возникает страсть, нежность — ведь это элементы любви, но не достает еще большой части составляющих: это обоюдная уверенность, чувства ответственности друг за друга и не достает главного — чувства бесконечности любви. К тому же, по моему мнению, свободная любовь неразделима с безопасным сексом, иначе она может повлечь ряд не вполне благоприятных последствий. Я твердо уверена, что если тринадцатилетней девочке из-за того, что она решила поиграть в свободную любовь, приходится делать аборты — это безнравственно.

Я считаю, что свободная любовь приемлема для тех, кто к ней готов, иначе это увлечение может разрушить жизнь. Молодая девушка, вступая в отношения с молодым человеком, мечтает, думает, что он и есть ее единственный, ее принц, тот, которого она рисовала себе в своих детских мечтах. Ей кажется, что это навсегда. Но когда выясняется, что для молодого человека она очередная подружка, которой он попользовался и бросил, возникает весьма печальная, но, увы, заурядная ситуация. У девушки остается шрам на всю жизнь, и неизвестно, сможет ли она вообще когда-либо поверить мужчинам.

Свободная любовь допустима для зрелых женщин, у которых была и "первая любовь" и "первая брачная ночь", и другие моменты искреннего, светлого и святого чувства, называемого настоящей любовью. Они способны сравнить и сделать полноценный выбор образа жизни.

С мужчинами дело обстоит иначе. Так как, как правило, мужчины начинают половую жизнь раньше, то период свободной любви у них проходит до прихода "первой любви" или до свадьбы. Как правило, встретившись со своим идеалом, мужчина уже является профессионалом в области сексуальной жизни. Когда мужчина начинает половую жизнь, женщина ему интересна исключительно с сексуальной точки зрения. Лишь по прошествии определенного времени секс отходит на второй план, и на первый план выдвигается потребность женского тепла, любви, понимания, того, что способна дать только жена, но никак не случайная подружка, озабоченная своими проблемами. Таким образом, через "свободную любовь" проходит каждый мужчина. Вопрос в том, не стал ли он причиной разрушенной женской судьбы. Если нет, то это вполне нормальный закономерный процесс с точки зрения развития мужчины.

Таким образом, если сам человек нравственен, если он не причиняет никому боль и страдания, если он выбрал "свободную любовь" как образ своей жизни, в этом я не вижу ничего плохого.

Алена, 18 лет

"ЛЮБОВЬ" БЕЗ ПРИНЦИПОВ

…Говорить о свободной любви я не вижу смысла. Свободная любовь не подразумевает никаких обязательств, принципов, не говоря уже о глубоких чувствах. Свобода — это свобода выбора, действий, мыслей, словом, каждый выбирает то определение, которое ближе подходит его натуре. Но свободы в чистой любви быть не может.

Я не думаю, что сильно ошибусь, сказав, что свободная любовь означает беспрепятственный выбор потенциального партнера, с которым вас будут связывать отношения определенного рода. Но в таком случае, я думаю, вряд ли здесь действительно стоит употреблять такое слово, как "любовь". Потому что, как я себе представляю, любовь несет в себе высокое значение, употребляя это слово, мне представляются подлинные, крепкие чувства.

Полюбив по-настоящему, человек так или иначе привязывается к объекту своего вожделения, и тут уже не может быть и речи о "свободной любви", которая, несомненно, является антонимом "нравственной любви".

Светлана,18 лет

НЕ СТОИТ НИКОГО ЛЮБИТЬ

На мой взгляд, не стоит никого любить, ведь все это идет во вред нервной системе, самому человеку и обществу, в котором он живет. Я считаю, что для человека самое благоразумное — это легкие увлечения, которые не доставляют никому большого расстройства.

Но если вы все-таки влюбились, то постарайтесь как можно меньше переживать из-за этого, не пытайтесь выяснять отношения и, того хуже, никогда не признавайтесь в своей любви человеку, в любви которого вы не уверены.

Александра, 18 лет

ЛЮДИ ИЩУТ ЛЕГКИЙ ПУТЬ

Свободная любовь пришла к нам с Запада, т. к. раньше в России вообще даже не могли об этом говорить.

Да, существует "свободная" любовь. Бывают такие люди, которые не хотят брать ответственность за другого человека и потому отказываются от брачных уз. Одни семьи, прожив всю жизнь в браке, мучаются и страдают, не только взрослые, но и дети, если они есть. А другие наоборот, прожили счастливо, не зарегистрировав свой брак. Ещё может быть так, что два любящих друг друга человека сходятся для того, чтобы узнать своего партнера поближе, решают сразу проблемы: смогут ли прокормить семью, подходят ли друг другу и только после всех этих обсуждений думают или о свободной любви, или о браке.

"Свободная" любовь — это, по-моему, существование двух людей, которые удовлетворяют свои потребности, не беря на себя ответственность.

Эти люди ищут легкий путь в жизни и иногда они бывают счастливы, даже не связывая свои узы.

Марина, 17 лет

В качестве комментария к размышлениям студентов и школьников мы помещаем интервью с диаконом Андреем КУРАЕВЫМ, который, ознакомившись с подборкой сочинений, согласился ответить на наши вопросы.

РАЗГОВОР "ВЫШЕ ПОЯСА",

или о правилах, написанных кровью



Корр.: Отец Андрей, проблема взаимоотношения полов, пожалуй, одна из самых болезненных тем для Церкви. Христианство сегодня обвиняется в ханжестве, отсталости, нежелании идти в ногу со временем. Так чем же руководствуется Церковь в этих "сексуальных" вопросах?

О.А.: По правде говоря, это та тема, о которой я хотел бы в самую последнюю очередь говорить с молодежью. Я считаю подобный разговор чем-то в принципе глубоко бесполезным и даже вредным. Все, что в Православии говорится на эту тему, сказано для тех, кто уже идет по пути Православия.

Ну, представьте, что я ношу не рясу, а какой-нибудь серенький китель с погонами. В общем, я — гаишник. Прихожу я к детям в школу и говорю: "Знаете, ребята, вы ни в коем случае не нарушайте правил дорожного движения. Обязательно их выучите: когда и как совершать обгон, как перестраиваться из ряда в ряд и прочее. Все это жизненно важно."

Естественно, школьники не придадут никакого серьезного значения моим речам. Ведь пока у человека нет своей машины, пока он сам не умеет водить, то рассказывать ему, как вести себя в такой-то дорожной ситуации — занятие довольно-таки бесполезное, а изучение правил им воспринимается как чистейшая зубриловка, как сообщение принципиально бесполезной информации. Ведь не имеющий машины человек просто не знает, к чему эту информацию применить.

Вот я — человек безлошадный, и потому из всех правил дорожного движения я знаю только одно: если я перехожу дорогу, то все должны остановиться: "Батюшка в рясе идет!" Но вот если у меня появится своя машина, то я пойму, что гаишники выдумали правила не только для того, чтобы брать взятки с шоферов. Тогда (но не раньше) я пойму, что на самом деле каждый пункт там кровью написан, кровью и болью человеческой. Тоже самое можно сказать и о многих тайнах в православной традиции.

Корр.: Давайте, в таком случае, поговорим о тайнах…

О.А.: Давайте. И чтобы не говорить сразу о том, что ниже пояса, поговорим о том, что выше. Одна из самых загадочных фраз в Евангелии: "Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую". Конечно, ощущает, что Христос уже живет в нем… Тогда он понимает, что если начнет мстить, то что-то важное при этом потеряет.

Но страх потерять возможен только в том случае, если у человека уже есть ощущение того, что он что-то приобрел.

В связи с этим мне хотелось бы вспомнить одну буддийскую притчу, которая многое может высветить в христианстве. Суть ее в следующем: подходит царь к некоему человеку и говорит: "Я могу тебе дать все, о чем ты мечтаешь: несметное богатство, принцессу, царство, чуть ли не вечную молодость, вечную жизнь. Тебе же для получения всего этого надо исполнить совсем небольшое задание: пройти с чашей воды из пункта А в пункт Б. Расстояние небольшое, порядка километра… Но есть несколько дополнительных условий.

Первое — чаша будет наполнена до верха. Второе — за тобой будет идти солдат с мечом, и, если хоть капля воды упадет наземь, вслед за ней слетит с плеч и твоя голова. И, третье, твоя дорога будет проходить через деревню, где в это время играют свадьбу". Вдумайтесь: ведь и в самом деле в жизни человеку надо пройти через некую "пьяную деревню" — через опьяневший мир, где все цепляется, все вовлекает в различные хороводы, пляски, пьянки… И вот чашу сердца надо пронести через все это, не расплескав.

Что в этой буддийской притче нехристианского? Понятно, что это фигура палача, который за единую каплю готов сразу отрубить вам голову. Евангельское видение Бога как Отца совершенно другое.

Очень важно понимать, что в христианстве не говорится: "Иди, заработай свое спасение, потихонечку накопи эту чашу сердца". Нет, здесь дается, дается все сразу, а затем — попробуй не растерять. Поэтому когда человек приходит в Церковь, ему дается очень многое — на языке святоотеческого богословия это называется залог, обручение будущих благ, задаток будущих благ.

И в самом деле, если человек не ощущал вкус слов "Царствие Божие внутрь вас есть", никто никогда не стал бы монахом, никто не пошел бы в священнослужители, никто НЕ ОСТАЛСЯ БЫ НА ВСЮ ЖИЗНЬ ХРИСТИАНИНОМ. До аскетического труда, до личного подвига человеку, который чистым глазом смотрит на Церковь, дается пережить радость прикосновения ко Христу. Иисус перестает быть персонажем "Истории древнего мира", Он входит в мою жизнь.

И вот, когда человек ощущает, что ему что-то дано, а значит есть, что терять, тогда рождается естественная осторожность, как естественная осторожность рождается у беременной женщины.

Корр.: Сравнение с беременной женщиной? Звучит неожиданно…

О.А.: Да нет, мне кажется наоборот. Конечно, если вы подойдете к девушке-подростку и объясните ей, что она будет переживать во время беременности (тошнота, аллергии, головокружение, слабость), подробно расскажете, как она будет мучиться во время родов, она скорее всего сбежит от вас куда подальше и скажет: "Да оставьте меня, я в монахини уйду… И не надо мне ни женихов, ни семьи, ни детей — ничего не надо".

И действительно — пока у человека нет реального чувства любви, все то, что любовь сопровождает, кажется искусственным, и даже болезненным. А вот когда женщина чувствует, что у нее под сердцем новая жизнь началась, она естественным образом (если у нее совесть не пропита окончательно), сама по себе начинает вырабатывать некие правила безопасности: изменяет режим питания, отказывается от алкоголя и т.д. Потому что она уже ощущает, ради чего нужно это делать. Не ради чисто дисциплинарного упражнения, не ради того, чтобы какие-то правила исполнить. Она понимает, что если сейчас она эти правила не будет соблюдать, потом ей и другому существу придется страдать всю жизнь.

Точно так же и с вопросами духовными: когда человек чувствует, что у него в сердце зашевелилась какая-то другая жизнь, а не только его (по слову апостола Павла: "Уже не я живу, но живет во мне Христос"), вот тогда человек уже начинает понимать, что можно эту новую жизнь потерять и начинает думать над тем, как же избежать этой утраты.

И здесь, как и в упоминавшихся выше дорожных проблемах, приходят на помощь люди, уже пережившие похожий опыт, и говорят, что подобно правилам дорожного движения, есть также и правила религиозной безопасности. И эти правила тоже написаны кровью, написаны судьбами людей. Потому что слишком много было катастроф — много было и удач, но много и катастроф. Вот поэтому эти правила лучше соблюдать, если вы не хотите потерять что-то гораздо более важное, чем минутная эйфория "свободной любви".

Что может быть этим более важным? Каждый знает, что радость бывает разная: бывает радость внешняя, бывает внутренняя, бывает радость телесная, уходящая, а бывает радость гораздо более глубокая… Сравните два ощущения: ощущение сексуального удовлетворения и ощущение того, что бывало в вашей душе, когда вы в своем сердце прощали человека, когда смогли примириться с тем, с кем долгое время были в ссоре. Все, я уверен, переживали это ощущение сердечной радости: от обретения человека, который, казалось, был уже потерян, радость от обретения друга, радость понимания. Или просто радость от того, что удалось сделать что-то по совести, хотя это и было трудно. По сути все религиозные традиции (а не только христианские) здесь напоминают о том, что человек всегда находится в некой ситуации выбора: либо ты копишь в своей жизни радости одного плана, либо радости другого плана. Но при этом все-таки помни, что ты — человек, и те радости, которые можно считать радостями жизни по совести, радости души — это радости, собственно присущие человеку, радости, которые отличают человека от животных. При этом каждый сам выбирает, сам решает и делает этот выбор.

Корр.: Но ведь можно совмещать и ту и другую радость: и радость сексуальную, и радость прощения.

О.А.: Конечно, можно. Но о радости прощения я напомнил лишь потому, что мы говорим о людях, еще не имеющих религиозного опыта. И поэтому важно было в их, светском, опыте указать нечто, что является подобием опыта духовного. Так что это не более, чем подобие. И если радость душевная совместима с радостью случайного секса, то радость духовная (а она — самая сильная и самая человечная) — нет.

Корр.: Так что же, несовместимо собирание радостей земных и небесных?

О.А.: Пожалуй, да. Хотя мне самому, может быть, и хотелось, чтобы реальность в этом отношении была бы другой. Мне хотелось бы, чтобы можно было пребывать на горе Фавор, в окружении несказанно-радостного Божественного света и с полнотой радости в сердце — и при этом быть окруженным целым гаремом… Чтобы земное и небесное легко и без потерь совмещались друге другом.

Но скудный опыт мой, огромнейший опыт Православия и весьма разноречивый и разнокачественный духовный опыт других религий согласны в одном: собирание духовных радостей немыслимо без аскезы. Если вы хотите достичь чего-то высшего, то вам придется в чем-то себя ограничивать.

Конечно, посещение горним светом возможно и в состоянии брачном, и в состоянии даже не вполне чистой внебрачной жизни. Зарницы блещут порой в самых неожиданных временах и пространствах. Но постоянное пребывание в этом свете — оно требует умения говорить "нет" даже самому себе, даже самым как будто бы законным стремлениям своего естества…

Поэтому для тех, кто хочет "быть совершен" — для тех путь ясен: раздай имение свое… иди за Мной… не смотри с вожделением… Путь святости — это путь аскезы. Хотя в православии человек имеет право не быть идеальным. Монашество — путь дивный (хотя и очень опасный). Но кроме монастырского, есть еще и домашнее православие. И даже у Марины Цветаевой (а кто может указать большего ненавистника мещанского быта, уюта и условностей!) однажды вырываются такие строчки: "Ибо нужно ведь хоть кому-нибудь крыши с аистовым гнездом. Счастья — в доме, любви — без вымыслов, без вытягивания жил…". Радость земная и радость небесная могут соседствовать. Вопрос в том — что именно человек "собирает". Чем больше заставлена комната — тем пыльнее и мутнее окошко…

Церковь выступает против того, что сегодня называется свободной любовью, не потому, что мы хотим всем навязать нашу дисциплину, наши правила жизни, и не потому, что мы хотим уменьшить количество радости. Совсем наоборот — мы хотим, чтобы человек обрел подлинную радость — радость любви. Христос говорит: "Радость ваша да будет совершенна". Мы просто хотим, чтобы это была совершенная радость, человеческая радость, ВЫШЕ ЧЕМ ЖИВОТНАЯ…

Корр.: Отец Андрей, Ваше интервью соседствует со школьными и студенческими сочинениями на тему: "Нравственна ли свободная любовь?" Сразу бросается в глаза, что нравственность воспринимается исключительно как система запретов, причем такая, которую каждый для себя определяет сам. Тогда как любовь настолько сильнее всяких табу, что просто сметает все рамки — и правильно делает…

О.А.: Православие воспринимает все совершенно иначе. Нравственность в христианском понимании во многом связана с идеей обновления совести — от сожженной совести к обновленной, к преображенной совести, которая может подсказывать, в чем на самом деле смысл — смысл твоего поступка, смысл этого дня, смысл твоей жизни. Понимаете, это только для людей с больной совестью совесть есть нечто осуждающее. Действительно, в таких пограничных ситуациях совесть не столько подсказывает, что нужно делать, сколько говорит: "Знаешь, так делать все-таки нельзя". Но это как раз есть некий признак болезни, атрофии нравственного чувства.

А если у человека есть живая нравственная интуиция — это даже не совсем то, что принято называть смыслом жизни — скорее, смысл НА ВСЮ ЖИЗНЬ. Иными словами — это такой смысл, к которому можно было бы обращаться каждый день, а не только раз в год. Поэтому такая нравственность носит безусловно положительный характер, а не отрицательный. И если это есть, то человек будет потихонечку дорастать до того состояния, о котором в Евангелии Христос говорит: "Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая". То есть настолько естественно добро и свет струятся из человека, что ему даже не надо как-то особо задумываться над тем, как поступить — так или иначе.

Не нужно саморефлектировать. Если такое состояние души у человека есть, тогда следование этим нравственным предписаниям не есть исполнение ЗАПРЕТОВ, не есть УСТРАНЕНИЕ, а есть именно СОЗИДАНИЕ, т.е. творчество. Тогда этическая жизнь человека перестает быть слаломом между запретными столбами и становится тихим излучением сердечного света.

Вот здесь мне кажется главная разница между православным опытом нравственного богословия и светской этикой. Светская этика представляет собой набор именно запретов: "Того не делай, этого не делай", а почему — на светском уровне всегда очень тяжело объяснить. (Почему? — Ну, нельзя и все!) Православный же может пояснить, что человек может потерять, а что он может приобрести. Смысл этого различия кроется в том, что в православии есть установка на внутренний, личный опыт человека, а не на некую социальную санкцию. Ориентация не на то, что там общество скажет (учителя, родители, газеты), а на то, что где-то в твоем сердце появится свой внутренний свет, своя духовная радость.

Корр.: Почему же тогда такая, казалось бы, вполне нравственная и полезная программа, как программа полового воспитания школьников, со стороны Церкви вызывает довольно резкое неприятие?

О.А.: Во-первых, уже из американского опыта видно, что такие программы не делают общество даже физически более здоровым: статистика показывает, что со времени введения подобных программ в американских школах число венерических заболеваний там не уменьшилось, а возросло. Возросло также число изнасилований и подростковых абортов.

Поразительная вещь — именно в то время, когда в России пробуют ввести "половое воспитание", конгресс США голосует за выделение миллионов долларов на проведение в американских школах программы воспитания в духе целомудрия. Что же касается введения программы полового воспитания в наших, российских школах, то мне кажется, что это еще один шаг на пути к расчеловечиванию. Потому что человек не может быть человеком, если у него нет какой-то тайны. И конечно же, одна из главных тайн подростков, их маленький секрет, который они прячут от взрослых, это то, что они уже взрослые. Они уже не дети, они уже "все знают". И для мира подростков как раз характерна стеснительность в этих вопросах.

В публичной бане без штанов будут ходить или маленькие дети, или взрослые мужики. Подросток же ни за что с себя плавки в бане не снимет. И вот эти сеансы массового раздевания — пусть даже на уровне слов, картинок — это разрушение естественной потребности человека в тайне. Ведь все-таки не случайно сексуальная сфера в самых разных традициях, совершенно далеких от пуританства, весьма далеких от христианства, всегда была окружена какой-то системой табу. Именно эта область почему-то всегда воспринималась как имеющая прямое, непосредственное отношение к религии. А где религия — там мистика, там тайна.

Посвящение во взрослые всегда было таинством, а не просто раскрытием давно всем известных сексуальных секретов. В упомянутых же программах с самого начала предлагается заведомо профанный, бесчеловечный язык — язык чистейшей механики, физиологии для разговора о тайне пола… Вместо тайны любви, речь идет о секретах секса.

И поэтому мне кажется, что это еще один шаг на пути к такой "макдональдизации". Сегодня в России более чем достаточно источников для желающих подростков узнать все, что их на эту тему интересует. Более чем достаточно всевозможных книг, журналов, видеопродукции. Поэтому совсем не обязательно вводить все это в школе. Кроме того, у школы есть такой талант -убивать все, чего она касается. Будь то Пушкин, будь то Закон Божий. Если хотите, чтобы было воспитано поколение атеистов — введите обязательный Закон Божий. Хотите воспитать поколение импотентов — введите школьное половое воспитание.

Корр.: Но ведь смысл данной программы, как я понимаю, в том — что "раз все это естественно" -значит, все это необходимо знать…

О.А.: Я просил бы читателей "Фомы" запомнить, что слова естественный, естество имеют два совершенно разных смысла — когда эти слова употребляются в богословском лексиконе и когда они употребляются в лексиконе светском. В богословском лексиконе естественным называется то, что происходит по Богозданному естеству человеческому.

Одним словом, естественно то, что делает Христос (Об Адаме мы знаем слишком мало — каким он был до грехопадения). Только в Христе мы видим восстановленное человеческое естество. Это и есть христианская НОРМА. А в светском языке естественно — это то, что массово. Поэтому для Православия естественна святость, для массового лексикона сегодняшнего дня естественен, в общем-то, порок. На языке православия естественно то, что мы называем идеальным, то, что редко. Для обыденного уровня естественно то, что обыденно, то, что массово. Ну, а поскольку светский язык всегда имеет в виду естество только "оживотившееся", естество человека падшего, то естественными объявляются падшие состояния, массовые состояния, а массовость всегда склонна извинять себя.

Корр.: Что же в итоге получается, что в мире все так мрачно: и грех с пороком естественны, и о нравственности не имеем верного представления? В принципе не представляем, что имеется в виду под нравственностью в православии?

О.А.: Нет, я считаю, что представляем себе. Потому что нет на свете такого человека, даже очень юного человека, у которого не было бы опыта жизни в добре. Пусть может быть несколько минуток в своей жизни… А ведь быть верующим — это означает прежде всего быть верным самым светлым минутам своей жизни. Потому что жизнь наша полосата, независимо от того, год тигра на дворе или какой-нибудь другой год.

Да, бывают у нас периоды какого-то оскотинения, озверения. Но даже в эти минуты, которые на языке православия называются окамененным нечувствием, в эти минуты хранить верность и действовать так, как ты поступил бы в ту высшую минуту, в том состоянии, когда ты был духовно одержим добром и светом, когда ты был настигнут радостью — это и означает быть верующим.

legoida ЛЕГОЙДА Владимир
рубрика: Авторы » Л »
Главный редактор журнала "Фома"
38 № 1 (5) 1998
рубрика: Архив » 1998 »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.