Свинцовый кодекс: правда или фэйк?

Протоиерей Димитрий Юревич, заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии, специально для «Фомы» прокомментировал появившуюся накануне в СМИ информацию о том, что ученые признали подлинным свинцовый кодекс, предположительно, содержащий самое раннее упоминание об Иисусе Христе.

Из статьи в «Daily Mail» можно понять следующее. Иорданский бедуин нашел в 2008 году в одной из пещер в пустыне необычный артефакт: свинцовый кодекс. Его содержание очень необычно – Христос, якобы, говорит о мужском и женском начале в Боге, проводит службы в храме Соломона и возрождает иудейскую религию.

Профессора из лаборатории Университета Суррея Роджер Уэбб и Крис Джейнес утверждают, что его возраст 2000 лет. Они сделали этот вывод на основании следующих соображений:

– по своему составу материал кодекса сходен с найденными при раскопках в Дорсете (Англия) образцами римского свинца;

–  состав свинца кодекса не содержит радиоактивных следов от полония, которые присущи всем современным свинцовым сплавам;

– коррозия проходит до «атомарного уровня» и не является подделкой.

Датировка – очень сложный вопрос в полевой археологии. Датировать изделие из металла достаточно точно можно только в том случае, если известно, в каком слое был найден артефакт. Слои, в свою очередь, датируются по керамике, мода на которую менялась в древнем мире каждые несколько десятилетий. Поэтому, если в слое содержится керамика, его можно датировать с указанной точностью.

Однако в данном случае обстоятельства появления артефакта очень сомнительны: он был найден не археологами при раскопках, а неким бедуином. Даже если это не подделка (что тоже очень может быть, поскольку производство фальшивых артефактов – выгодный и хорошо поставленный бизнес), то уже невозможно датировать данный артефакт даже с точностью в несколько десятилетий.

Материал по теме


Toп-10 библейско-археологических находок с середины XX века

1 Кумранские рукописи (и другие рукописи, найденные около Мертвого моря, в районе вади-Мураббаат.)Первые 7 почти целых рукописей попали к ученым в 1947 г. через бедуинов, затем в 1948—1952 гг. было найдено исследователями или куплено у бедуинов около 25 тыс. фрагментарных обрывков рукописей, из которых к настоящему времени восстановлены почти 1 тыс. текстов

К сожалению, в статье не указано, каким именно периодом датируются образцы свинца в Дорсете. Если началом I в. по Р.Х., то это отнюдь не означает, что точно такой же возраст имеет свинцовый кодекс. Металлургические производства в древности носили локальный характер, секреты мастерства передавались от учителя к ученику, рецепт мог передаваться на протяжении нескольких поколений, и сходный по своему составу сплав мог производиться несколько десятилетий подряд.

В таком случае данный кодекс может быть датирован не только началом I в. по Р.Х. (как предлагают исследователи, в статье говорится о том, что возраст находки «2000 лет»), но и концом I или началом II в. по Р.Х. Отсутствие полония говорит лишь о том, что этот материал произведен не раньше конца XIX в., и тоже не дает точной датировки.

Однако имеется важный аргумент в пользу того, что данный артефакт имеет возраст не 2000 лет, а меньше. Это – его форма. Известно, что кодексы вошли в широкое употребление в среде образованных римлян в конце I в. по Р.Х. (сохранилась эпиграмма Марциала конца I в., в которой он указывает на удобство новой формы книги). Со II в. по Р.Х. кодексы используются все шире и вытесняют свитки к III-IV вв. Поэтому свинцовый кодекс следует датировать временем не ранее конца I в. по Р. Х.

Однако в провинциях, в том числе – в Палестине, во времена Христа и еще несколько десятилетий позже, использовались свитки. Известен еще один необычный артефакт из металла – так называемый Медный свиток, найденный среди кумранских рукописей и датируемый второй половиной I в. по Р.Х.

Остается непонятным, по какой причине кодекс изготовлен из металла: трудоемкость этой операции чрезвычайно велика. В то же время нам хорошо известно, что в христианской Церкви после ее основания основным средством передачи благовестия являлась устная проповедь апостолов и их ближайших учеников.

Это видно не только из посланий апостола Павла: он указывает, что прежде уже многое изложил устно христианам тех общин, к которым пишет из-за невозможности придти лично. Об этом говорит святитель Папий Иерапольский (≈70-155/165)) (его сообщение сохранилось у Евсевия Кесарийского):

Материал по теме


Библейская археология: Как она возникла и зачем нужна

Библейская археология — сравнительно молодая наука, возникшая только в конце XIX века. В средневековье с этой тематикой ассоциировали поиск священных для христиан реликвий, например, обломков Ноева ковчега, щепок от Креста Господня, копья, которым римский легионер пронзил грудь Христу, и так далее

«Я не замедлю в подтверждение истины восполнить мои толкования тем, чему я хорошо научился у старцев и что хорошо запомнил. Я с удовольствием слушал не многоречивых учителей, а тех, кто преподавал истину – не тех, кто повторяет заповеди других людей, а данные Господом [заповеди] о вере, исходящие от самой Истины. Если же приходил человек, общавшийся со старцами, я расспрашивал об их беседах: что говорил Андрей, что Петр, что Филипп, что Фома и Иаков, что Иоанн и Матфей, или кто другой из учеников Господних… Я понимал, что книги не принесут мне столько пользы, сколько живой, остающийся в душе голос” (Евсевий Кесарийский. Церковная история. III.39.3–4. СПб.: Изд-во О. Абышко, 2013. С. 161–162).

Поэтому все известные нам фрагменты текстов Нового Завета, датируемые начиная со 125 г. (папирус 52) написаны на обычном для того времени писчем материале – папирусе, и, с чуть более позднего периода, – на пергамене. То есть, само по себе создание металлической книги противоречит духу раннего христианства.

Однако содержание свинцового кодекса – в случае, если это не подделка – очень хорошо объясняет его происхождение. Как уже было сказано выше, его нельзя датировать ранее конца I в. по Р.Х., а вероятнее всего следует датировать II в. по Р.Х. Это – период распространения гностицизма, того течения, которое пыталось маскироваться под христианство, использовать христианский авторитет и терминологию, но по существу предлагать совершенно иные мировоззренческие парадигмы.

Не так давно обнаруженные «Евангелие от Иуды», «Евангелие жены Иисуса» как раз и представляют собой гностические произведения. Не только сама по себе форма (кодекс) но и текст этого произведения по содержанию показывают, что он не может быть помещен в исторический контекст Палестины I в. по Р.Х., а возник где-то вне Палестины, в какой-то из провинций Римской империи уже в кон. I или начале II в по Р.Х. – точно после разрушения Второго  Иерусалимского храма.

Утверждать о возможности службы «в храме Соломона» мог только тот, кто не знал, насколько иудеи восхищались храмом, отреставрированным Иродом. Этот храм нельзя было ни отождествить, ни спутать с Соломоновым. Никто из евреев не мог допустить, чтобы Христос мог служить в Храме – Он происходил из царского рода Давида, но это не давало Ему право такого служения, это могли делать только происходившие из рода Аарона священники и из рода Левиина левиты.

В случае, если свинцовый кодекс  не подделка, он является одним из произведений какой-то из гностических сект, учение которых было отвергнуто Церковью.

Читайте также:

Библейская археология: как она возникла и зачем нужна

Путешествие «библейских следопытов

Топ-10 библейско-археологических находок

Где находится Голгофа?

Где находится могила Адама или Парадоксы библейской археологии

Редакция
рубрика: Авторы » Р »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (10 votes, average: 4,80 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.