Стать «своим» до конца

Важно ли ребенку из детского учреждения, усыновлен он или взят под опеку? Или различать семейные формы устройства, в том числе юридические, — дело исключительно взрослых, а ребенку все равно, и юридическое «опекуны» для него то же самое, что «папа» и «мама»?

«На самом деле, маленькому ребенку не важно, благодаря какой форме семейного устройства он попал в семью, — говорит Галина Красницкая, кандидат педагогических наук, консультант благотворительного фонда «Семья», — усыновление ли это, или опека. Ему важно, что у него появились родители. Или сразу оба, или хотя бы кто-то один. Вопрос о форме устройства начнет волновать его, когда он пойдет в школу, даже чуть позднее, когда начнется осознание своего собственного «я». “Кто я такой, почему у нас разные фамилии с родителями?”, — на эти темы ребенок начинает размышлять после десяти лет. Хотя статья закона Семейного кодекса считает, что усыновление — приоритетная форма устройства…»

Елена Фортуна, главный редактор журнала для новых родителей «Родные люди»: «Нашего второго сына в десятилетнем возрасте мы сначала взяли под опеку. Он был из другого города и так было быстрее. Ребенку объяснили: “Ты год у нас будешь под опекой, а через год мы будем брать девочку и сразу усыновим обоих”. И надо сказать, что ребенок весь год переживал. Он боялся, что что-то изменится, периодически спрашивал: “Когда вы меня уже усыновите?” Когда стали собирать документы, он испуганно интересовался: “А вы только на Дашу собираете?” Приходилось его успокаивать, объяснять, что документы собираем и на него.

Надо понимать, что у ребенка первое время много страхов. И если ребенок в сознательном возрасте и понимает, что такое фамилия, семья, чувствует разницу между понятиями “сын” и “воспитанник”, для него важно принадлежать семье и юридически. Ему важно чувствовать, что он здесь навсегда.

У нас в семье не стоял вопрос: усыновлять — не усыновлять. Мы с самого начала принимали только усыновление, и опека над вторым сыном была только промежуточным этапом.

Я считаю, что любая другая форма возможна не в той ситуации, когда родители оправдываются: “вот, при этой форме на ребенка будут пособие платить” и так далее, а когда у ребенка объективно нет возможности уйти на усыновление, когда есть нерешенные юридические вопросы, мешающие получить ему полноценный статус».

«Я никогда не забуду случай, который произошел у нас в одном из подмосковных детских домов, — вспоминает Галина Красницкая. — Пятилетнюю девочку привели в методический кабинет, где сидели кандидаты в приемные родители, и методист занимался с ребенком, давая какие-то задания. Для чего пришли эти люди, ребенку не сказали. Девочка выполнила задание, заходит и говорит: “А ко мне мама с папой приезжали”.

То есть дети с 4–5 лет начинают уже ждать папу с мамой.

Если взрослые не ведут разговоры вокруг той или иной формы семейного устройства, то проблемы и не возникает. Она возникает там, где такие разговоры имеют место. Если в детском учреждении взрослые говорят одному ребенку: “Вот, тебя усыновляют, к тебе приехали усыновители». «К тебе пришли опекуны”, — слышит другой ребенок, и тогда у него что-то может отложиться в сознании. Но разницу между семейными формами ребенок все равно не чувствует. Другое дело, если он побывал уже в семье в гостях, а потом его не взяли “навсегда”»…

Елена Фортуна: «Если ты решил, что у тебя будет ребенок, почему его нужно делить с государством? Ведь ребенок под опекой получается наполовину государственный. Почему это не может быть твой ребенок? Ты, как родитель, должен быть готов за этого ребенка отвечать. Когда государство платит пособие, оно так или иначе требует за него отчет. К подопечному ребенку внимания больше, чем к усыновленному».

«Усыновителям органы опеки не вправе давать указания, как воспитывать ребенка, хотя и обязаны в течение трех лет осуществлять контроль, — продолжает мысль Галины Красницкая. — Опекунов органы опеки обязаны контролировать гораздо чаще, опекунам перед органами опеки нужно отчитываться за то, как они тратят деньги, выделяемые на ребенка. Они регулярно требуют из школы характеристики, отчеты социальных педагогов. Кроме того, опека предполагает обязательность контактов с кровными родственниками, усыновление — нет».

Более подробно — в беседе специалистов на сайте www.videopasport.ru раздел «Видеошкола приемных родителей», глава «Кто мы друг другу».

Фото Дарьи Назаровой 

Редакция
рубрика: Авторы » Р »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.