Смотри, какой красивый цвет!

Архивный материал

Несколько лет назад в Москве, в Мемориальном комплексе на Поклонной горе, проходила выставка работ, представленных «Инва-Студией».

Дети, авторы работ, в большинстве своем инвалиды.

Выставка поразила зрителей. Судите сами по репродукциям, представленным в «Фоме» и историям создателей работ.

Сочи, гостиница «Приморская» Ирина Воронцова, 18 лет, пишет левой рукой, глухонемая

Николай Николаевич Галкин своими руками выстроил помещение для художественной студии, которую он решил создать, чтобы работать с детьми. Он не был бизнесменом, не был даже художником — по образованию он историк, преподавал в техникуме. Странно это, должно быть, звучит: не имея ни опыта работы, ни каких бы то ни было гарантий или начального капитала, взрослый человек, глава семейства, вдруг так меняет свою жизнь.

О решении своем Николай Николаевич, ныне директор и руководитель «Инва-Студии», говорит: «Это была реакция на тот поток все очерняющей информации, который пошел по телевидению и в СМИ в начале 90-х годов. Тогда ведь ужас что было, а может, и мы еще не были, как сейчас, адаптированы, подготовлены к такому нажиму… Мы просто испугались за судьбу наших детей. Не только наших собственных, но и за судьбу детей вообще. Среди наших знакомых есть педагоги, имеющие многолетний стаж. Вот мы думали-думали и потом придумали: организуем маленькую художественную студию».

Сова. Сергей Филатов, 13 лет

«Инва» — от слова инвалид. Вскоре после открытия в студию привели такого ребенка. Педагоги стали за ним наблюдать. Оказалось, он очень способен, делом увлечен, работать с ним интересно. И — стали работать. В маленькой станице Новотитаровская близ Краснодара, где находилась «Инвадия» (теперь филиалы есть в Краснодаре и в Москве, готовится открытие отделения в Хельсинки), о ней быстро узнали, стали приводить на занятия больных детей. От желающих не было отбоя: шутка ли, совершенно бесплатно с ребенком готовы заниматься, развивать его способности (а раньше ведь о способностях вообще и говорить не приходилось), каждому подбирать индивидуальную программу. Основа основ «Инва-Студии» — хорошая художественная школа, которую проходят все. А дальше — можно заниматься иконописью, резьбой по дереву, вышивкой, лепкой из стекла, можно мастерить из соломки…

Студия стала расширяться, обратила на себя внимание, появились новые помещения… Уже в этом году в Краснодаре открывают Общественную академию социальных отношений и реабилитации инвалидов — по инициативе и разработкам руководителей «Инва-Студии».

— У нас часто спрашивают, — рассказывает зам. директора по творческой работе, художник Василий Иванович Руськин, — всех ли мы принимаем, и как же быть, если у ребенка нет способностей. В принципе, каждый ребенок талантлив, и мы всегда из этого исходим. Вот, например, Максим Соловьев — такой смышленый, забавный парень. Когда мама привела его в студию, он не мог нарисовать даже треугольник. Проведет линию и бежит, проведет — и бежит. Вот, казалось бы, ни способностей, ни желания нет, как быть? Я говорю: «Ну, Максим, давай просто помажем, смотри какой красивый цвет, красивая краска, красная. Возьми кисточку, намажь чего-нибудь! Вот хорошая краска, зеленая, возьми, давай еще намажь, сбоку или сверху». Так он берет кисточку, пробует одну краску, другую… И обязательно выходит какое-то изображение. Спрашиваю: «Что ты видишь здесь?» Он говорит: «А ничего, краску». Тогда мы вместе смотрим: «Вот прорисовывается птичка какая-то, гляди, а это облако … » Достаточно ведь два-три штриха, пару линий добавить — и появляется птица. И когда он видит, что не было ничего, так, просто «краски», и вдруг появилось изображение, — ему сразу интересно становится. Конечно, у него пока не получается. Но это уже первый шаг! Он начинает мазать красками, вода течет — ну и пусть… Может, в начале это будет баловство в красках. Но если сразу начать попрекать — то не так и это не так, — все желание пропадает. А нам ведь важно увлечь. Потом уже ребенок видит, как мы работаем со старшими группами, видит результаты, начинает пыхтеть, чего-то добиваться. А мы постепенно усложняем задания.

Храм. Коллективная работа ребят из Инва-студии под руководством Людмилы Галкиной

Труд педагогов имеет потрясающие результаты. В 1996 году инва-студийцы стали лауреатами Первого Всероссийского фестиваля художественного творчества детей-инвалидов. С тех пор выставки и конкурсы стали для ребят привычным делом. Они объездили пол-России, побывали во Франции, Германии, Финляндии…

Один из традиционных вопросов, которые задают посетители наших выставок: «Неужели это все — дети?» Творчество инвалидов, как правило, вызывает снисходительное сочувствие. Глаза невольно начинают искать несовершенные детские работы. И вдруг об этом забываешь. Лики на иконах, пронзительные, строгие и ласковые…

Св. София. Ольга Трасенко, скончалась в 18 лет.
Эту икону она написала в пятнадцатилетнем возрасте

Говорят, что писать икону можно только с молитвой — тогда она словно бы излучает свет. Как правило, проходят многие годы, прежде чем мастер духовно созревает для этого. В «Инва-Студии» занимаются дети, большинство из них страдают тяжелыми хроническими заболеваниями, есть инвалиды-ампутанты… На своем коротком веку они испытали тяжелейшие страдания и потому, наверное, глубже смотрят, острее чувствуют. В духовном смысле многие из них уже очень зрелые люди, иконы их перерастают в работы мастера с многолетним опытом.

Масса вопросов возникает, если вдуматься в эту ситуацию. Например, число студийцев растет, и где найти педагогов, которые согласятся почти даром (зарплата — примерно 3000 рублей) работать с «трудными» детьми?

Николай Николаевич придумал ход — организовать на базе Кубанского государственного университета отделение подготовки специалистов по работе с детьми-инвалидами. Теперь студенты помогают студии развиваться дальше. Еще есть родители-волонтеры, которые добровольно взялись за работу в студии. Есть и отделение по работе на дому — с теми детьми, кто совсем не может ходить на занятия. Галкин называет его «героическим отделением». У этих людей самая сложная задача: они занимаются с детьми, которые практически неподвижны или очень ограничены в передвижении.

Что же дают занятия в студии самим ребятам? Что значит для них их творчество? У Филиппа Рысухина тяжелейшая форма сахарного диабета. В 12 лет (тогда он еще не был инва-студийцем) он спросил у мамы: «Зачем я живу? Шесть уколов в день, постоянно ради чего?» Страшный вопрос! В «Инва-Студии» он начал рисовать, писать картины. Теперь уже заканчивает второй курс художественного отделения для инвалидов (организовано на базе того же КубГУ, но для обучения непосредственно инвалидов), мечтает поступить в аспирантуру.

Весна. Антон Сенной, 15 лет

— Его мама приходит однажды, плачет, — рассказывает Василий Иванович Руськин. — Я говорю: «Что такое?» — «Да вот у Филиппа сахар тридцать с лишним подскочил, он лежит пластом». Я звоню ему, говорю: «Филипп, как дела?» Он отвечает: «Да так, спать хочется». Я говорю: «Филипп, мы твои работы везем в Москву, оформили их в хорошие рамочки, их тут уже посмотрели специалисты, работы очень понравились, хвалили тебя. Ты молодец». Мы обсудили работы (вообще, мы всегда в студии это делаем, но здесь дело особое), я подчеркнул удачные моменты. Людмиле Васильевне, его маме, говорю: «Когда приедете домой, позвоните мне, скажите, сколько сахар». Она позвонила. У него сахар понизился сразу до пятнадцати. Он воспрял духом, востребованность свою прочувствовал.

Таню Усикову отказались принять в художественную школу. Отчаявшейся маме объяснили: «Да зачем вам это надо? Да у нее нет никаких способностей!» В «Инва-Студии» выяснилось, что способности есть. «Я посмотрел, у нее — такие рисунки! Такой потенциал у этой семилетней девочки! Это же готовый юный художник, — рассказывает зам. директора Василий Иванович. — Ну как в художественной школе этого не увидели, как можно было такое сказать! Больно за таких педагогов, которые не замечают огонька». Таню сразу приняли. Оказалось, что у девочки прекрасный голос, как ручеек. Она пела на открытии выставки «Инва-Студии» в московском Малом академическом театре. «Виктор Иванович Коршунов, директор театра, народный артист, просто заплакал», — рассказывают студийцы.

Работы Кристинины Жиленко чистые и наивные. Ей 24 года, но мир она видит глазами 12-летнего человека.

Василий Иванович говорит о ней:

«Смотрите, Кандинский и многие другие притворялись примитивистами, имея приличное образование. А вот Кристина — готовый примитивист, потому что она действительно живет в таком мире».

Цапля. Люба Елисеева, 16 лет

В мастерской по стеклолепке творят чудеса. Из прозрачной трубочки вырастают цветы, колосья, появляются птицы… Во время выставки в Москве Арсений Морозов проводил мастер-класс. Никаких сверхсложных вещей, шедевров он тогда на свет не произвел — «оборудование не то», дома, в студии, возможностей гораздо больше. Но разве важна эта самая сложность для простого зрителя, который наблюдает за ловкой мастерской работой? А хрупкие, словно из воздуха сплетенные фигурки — такая красота…

Сережа Галкин мог работать только тремя пальчиками, все остальные органы были без движения. Такая болезнь, как у него, сразу парализует тело, подступает к сердцу, и человек умирает. С Сережей работали на дому. После его первых успехов педагоги от радости не чуяли ног под собой. До самой смерти Сережи с ним подолгу занимались, его по-настоящему любили.

У «Инва-Студии» нет ни социальных, ни медицинских гарантий со стороны государства. Есть друзья, которые им помогают, — «партия добрых людей», есть желание работать. И как-то все получается: материал и краски находят, о лекарствах договариваются… Хотя, казалось бы, откуда денег взять? Большинство педагогов — верующие. «А как работать без веры? — говорит Василий Иванович Руськин. — По-моему, вера для человека — это стержень. Конечно, могут быть разные ответвления, но человек все равно в свое русло вернется, и этот стержень поможет удержаться. А без веры не было бы и жизни, так мне кажется…»

Mitrofanova МИТРОФАНОВА Алла
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Обозреватель
2004-21-4 № 4 (21) 2004
рубрика: Архив » 2004 »
/home/www/wklim/pravoslavnye/foma.pravoslavnye.ru/fotos/journal/82
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Август 13, 2013 1:17

    я думаю что Россия тем и жива!!!Жива людьми добрыми и любящими всех тех,кого посылает для спасения БОГ!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.