Читайте в декабрьском номере журнала:

- Колонка главного редактора Владимира ЛЕГОЙДЫ:

«У многих из нас кризис отберет иллюзию совершения добрых дел… Докризисное положение напоминает скорее деяния тех, кто был в состоянии класть богатые дары в сокровищницу Бога — это не слишком обременяло личный бюджет... Сегодня же мы вполне можем оказаться в положении бедной вдовы и вынуждены будем принимать решение: готовы ли мы положить две лепты, которые нам самим нужны для пропитания (Лк 21:1–4)? Очень многие наши слова о Православии, духовности, взаимопомощи и милосердии могут не пройти проверку временем. В первую очередь это коснется людей, у которых есть положение, состояние и власть. Хотя, конечно, не только их. Всех коснется».

- Вопрос номер один: В чем смысл экономического кризиса с духовной точки зрения?

«Бог говорит с человеком на языке обстоятельств. Слово «кризис» по-древнегречески означает «суд». Участниками кризисной ситуации являются люди, а не бездушные «ценные бумаги». Бог ставит людей в тупик, чтобы отрезвившись от гордости и самомнения, они начали искать выход из сложившейся ситуации. Каждый кризис должен быть напоминанием о самом последнем тупике человечества, Страшном суде, из которого людей выведет Сам Бог, но одних в Царство Свое, а других в муку вечную, как об этом написано в Евангелии» (Протоиерей Игорь ПЧЕЛИНЦЕВ)

- Тема номера - «Солженицын и будущее»

«Александр Солженицын, безусловно, писатель мирового масштаба, живший в постоянной тревоге и боли за судьбу России. Он хотел, чтобы сам народ деятельно участвовал в жизни страны. Говоря о сбережении народа, он давал дельные советы властям, думал о том, как нам обустроить Россию, предлагал возродить земство. Он освещал многие стороны нашей жизни с христианских позиций. Его уход — большая потеря для нас и нашей Родины. Самое трудное и самое нужное для нас сейчас — не спеша прочитать Солженицына» (Писатель Василий БЕЛОВ)

- Рубрика «Строфы»: стихи Александра СОЛЖЕНИЦЫНА

Акафист

Да когда ж я так допуста, дочиста

Всё развеял из зёрен благих?

Ведь провёл же и я отрочество

В светлом пении храмов Твоих!

Рассверкалась премудрость книжная,

Мой надменный пронзая мозг,

Тайны мира явились — постижными,

Жребий жизни — податлив как воск.

Кровь бурлила — и каждый выполоск

Иноцветно сверкал впереди, —

И, без грохота, тихо рассыпалось

Зданье веры в моей груди.

Но пройдя между быти и небыти,

Упадав и держась на краю,

Я смотрю в благодарственном трепете

На прожитую жизнь мою.

Не рассудком моим, не желанием

Освещён её каждый излом —

Смысла Вышнего ровным сиянием,

Объяснившимся мне лишь потом.

И теперь возвращённою мерою

Надчерпнувши воды живой, —

Бог Вселенной! Я снова верую!

И с отрекшимся был Ты со мной...

1952

- «У вас будет ребенок!» - совместный проект с программой «ПОКА ВСЕ ДОМА».

- Проза актера Владимира КОНКИНА и «тайная проповедь» драматурга Евгения ШВАРЦА.

Также в номере Вы найдете ответы на вопросы:

- В чем различие между магией и верой.

- Есть ли предел послушанию.

- Зачем ездить в паломничества.

- Когда детям пора жить отдельно от родителей.

А вот что думает о материалах номера заместитель Секретаря Президиума Генерального совета Политической партии «Единая Россия», член Совета Федерации РФ, Москва Андрей ТУРЧАК:

С огромным удовольствием прочел номер. На мой взгляд, главный вопрос, так уж увиделось в большинстве публикаций, — это вопрос «борьбы за историю». Как и кем войдет в историю Александр Исаевич?

С этого и начинается редакционная статья. Что такое «Архипелаг ГУЛАГ» — мемуарная литература или свидетельство и предупреждение?

В этом смысле интересен ход редакции с публикацией студенческих сочинений. Что я увидел в них? Меня очень порадовали мысли студентов, в которых звучит понимание единства слова и дела. Обратил внимание на идею «не пророка, но лидера» как ключевой для будущего страны. Однако лидерам тоже нужна пища духовная. Более того, когда эта «пища» оформлена в слова, литературу, культуру — это именно то, что связывает лидера и народ, обеспечивает взаимное понимание, а значит, успех страны.

Наталия Дмитриевна своим интервью предупреждает нас всех: Солженицын человек, а не пророк, его выводы, даже исходящие из интуиции, — это именно выводы, умозаключения, плод напряженной работы писателя, который тоже, как и мы, под Небом. Именно поэтому она рада, что есть не только признание, но и критика, пусть даже самая тенденциозная и несправедливая. Он человек, а значит, живой, и продолжает оставаться живым.

Вспомнил из Нового Завета: О, если бы ты был холоден или горяч! но ты тепл (Откр 3:15-16). Солженицын никогда не был «теплым» и не должен таким стать. Только в этом случае он способен влиять на будущее, предупреждать нас, вдохновлять думающих.

Борьба за будущее и за живое присутствие в нем писателя начинается с труда его прочтения. У одних это будет лучше получаться, у других хуже. Условия для этого будут созданы, в том числе с помощью школьных программ. Но как нам действовать в повседневной жизни, как руководствоваться наследием писателя?

И здесь ответ дает сам Солженицын. Как отличить правду от «других правд»? Что является критерием духовной жизни? И в публикации мы видим ответ самого Солженицына — борьба с пустотой.

Пустота для Солженицына — это прежде всего сознательный или по дурости отказ от традиции. Новое не может появиться из ничего. Отказ от традиции порождает другую «традицию» — игры на пустоте, игры, не имеющей ничего общего с жизнью ближних, народа. Именно поэтому такие игры для него бездуховны, противоположны православной традиции. Живое и духовное, из традиции и культуры — главный источник и сбережения народа, и процветания страны.

Интересна колонка редактора о кризисе. Казалось, не связанные темы, но очень точно и своевременно. Заданный стержень и масштаб рассмотрения финансового кризиса делает его по крайней мере действительно не исключительным, не страшным с точки зрения человека, его выбора. Когда читаешь Солженицына, возникает такое же ощущение: не такое переживали. Проблема кризиса в нас, а не в самом кризисе, и это действительно вечные вопросы христианского отношения к жизни и, я бы добавил, христианской ответственности перед собой, близкими, народом, перед Богом.

Когда святой Феодор Ушаков, будущий великий русский флотоводец, находился на верфях Херсона, случился кризис. То ли с торговцами, то ли с оттоманскими шпионами в Херсон пришла «черная смерть» — чума. Назовем это санитарным кризисом, но чума стала кризисным фактором для южного морского проекта Екатерины, в этом смысле это управленческий, военный, отраслевой судостроительный кризис, распространявшийся быстро и массово.

Федор Ушаков, совсем не медик, справился с тем кризисом; первая победа будущего адмирала — победа над чумой. Эта победа выразилась в сохранении команды, в построенном корабле, несмотря на эпидемию вокруг, в возросшем авторитете и в приобретенном уникальном опыте.

Здесь три поучительных момента.

Во-первых, в кризисах побеждают те, кто не борется с кризисом (хотя так велик соблазн свалить все на кризис и ничего не делать, все бросить и бороться с ним), а решает свои или поставленные задачи в особых условиях. Любой кризис — не повод для отказа от важных для людей и страны дел, от ответственности.

Во-вторых, кризис — это время возможностей, в котором реально то, что сложно сделать в обычном режиме. Например, сплотиться людям, стать внимательнее, сделать управление более эффективным.

В-третьих, именно в условиях кризиса проявляются и появляются новые эффективные кадры и неординарные личности, сильные духом, как Ушаков, Солженицын и многие другие. Удачи вам!

0
0
Сохранить
Поделиться: