СКАУТ НАВСЕГДА

К столетию скаутского движения в России

Походная романтика, костры, галстуки, девиз «Будь готов» — всё это мы привычно считаем атрибутами советской пионерии, родившейся в России в 1922 году. Однако на самом деле придумали это раньше — и вовсе не пионеры. Ровно сто лет назад, в 1909 году, в Российской империи появились первые отряды подростков, названные на английский манер скаутами. Отряды разведчиков — так называли они сами себя по-русски.

Скаутское движение (англ. Scouting) — всемирное юношеское движение, занимающиеся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей. Слово «скаут» переводится с английского как «разведчик». Поэтому скаутинг также иногда называется разведчеством.


Движение скаутов основал полковник сэр Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл в 1907 году в Великобритании. Им в 1908 году была издана всемирно известная книга «Scouting for boys», в 1909 году был устроен первый лагерь на острове Браунси (Великобритания).


В России скаутинг зарождается в 1909 году. Основатель российского скаутского движения — полковник Олег Иванович Пантюхов (c 1919 имевший титул «старший русский скаут»). К осени 1917 года насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах.


В советское время скаутинг был запрещен, большинство скаут-мастеров в 1926 году были арестованы. Однако за рубежом продолжали свою деятельность тысячи русских скаутов, создавших Национальную Организацию Русских Скаутов (НОРС). Русских скаутов можно было найти в Западной Европе, Австралии, Южной и Северной Америке.


В 1990 году скаутское движение было официально разрешено. Началось возрождение русского скаутинга.


Приблизительная численность российских скаутов на 2007 год — 30 000 человек. Сейчас в России нет единой скаутской организации. Самыми крупными православными российскими организациями являются Организация Российских юных разведчиков, Братство Православных следопытов, Национальная Организация витязей, Национальная организация добровольцев «Русь», а также действуют множество светских скаутских организаций.

«Около Павловского вокзала мы увидели много детей и подростков, качающихся на качелях, играющих в мяч. Молодежь обступила нас, и я рассказал собравшимся о наших кавказских походах, разведках, лагерях, беседах у костра. Я видел, что глаза у молодежи заблестели, и я не мог не предложить желающим начать со мною “разведку”, — вспоминал Олег Иванович Пантюхов (старший русский скаут) и тут же продолжал: — Так было положено основание первому в России отряду русских разведчиков-скаутов, разросшемуся вскоре в Царскосельскую Дружину разведчиков». Непродолжительная беседа с детьми о дружеской компании в Тифлисском кадетском корпусе, воспитанником которого был Пантюхов, рассказ о веселых приключениях, в которых кадеты ставили перед собой высокие цели самосовершенствования, помощи ближним, служение Родине, — все это стало точкой отсчета в истории детской организации, получившей признание в Российской империи.

Имя Олега Пантюхова известно всем, кто знаком с историей скаутинга. Так же, как и Максима Агапова, успешно совмещавшего практическую работу с детьми и теоретические разработки в области философии, педагогики и психологии; и Бориса Солоневича, которого по праву считают первым историком скаутинга; и расстрелянного коммунистами старшего скаутмастера Крыма генерал-майора Смольянинова. Советская власть преследовала их и десятки и сотни других людей за их приверженность к скаутингу — движению, которое Смольянинов называл «христианством в действии».

Но особенно скауты гордятся историей епископа Василия Кинешемского, прославленного в лике святых. В его житии содержится ответ на вопрос, откуда пошло скаутское движение, в чем его основное отличие от пионерской организации. И главное — какие люди воспитывали юных разведчиков.

Английский опыт

«Во время молитвы и парада я следил за лицами мальчиков. Они были внимательны и серьезны, и простые, понятные слова молитвы для них не были, по-видимому, фразами, лишенными смысла, которые приходится выслушивать, лишь отбывая повинность», — писал будущий владыка Василий Кинешемский об английских скаутах, которых увидел в 1914 году в Англии.

Примечательно, что путь русского духовного воспитательного движения начинается именно с православного епископа, в миру Вениамина Сергеевича Преображенского, выходца из семьи священника; выпускник Киевской Духовной семинарии, магистр богословия, он хотел посвятить свою жизнь Богу.

Приехав в Англию с целью совершенствования в иностранных языках, он там познакомился с английскими скаутами. Наблюдая за их жизнью, видя их серьезное отношение к вере и молитве, Преображенский загорелся идеями скаутинга. Он пришел к убеждению, что для России, где проблемы воспитания всегда стояли остро, этот педагогический опыт воспитания детей в вере будет востребован.

«Основная задача скаутизма состоит в воспитании характера, то есть активности и эмоций, и в этом смысле скаутская система представляет ценное дополнение к существующей школьной системе, носящей, по преимуществу, рассудочный характер, — писал он позже в своей книге «Бой-скауты. Руководство самовоспитания молодежи по системе “скаутинг” сэра Роберта Баден-Пауэлла применительно к условиям русской жизни и природы». — Необходимость воспитания воли и моральных эмоций особенно остро чувствуется в русском обществе, и все попытки, идущие в том направлении, заслуживают самого серьезного внимания, как бы ни были они несовершенны».

Будущий владыка всецело посвящает себя этой теме. Он несколько раз побывал в Англии, где не только непосредственно общался с детьми и наблюдал за ними, но и слушал лекции полковника сэра Роберта Баден-Пауэлла и других скаутмастеров. И сегодня именно Преображенскому мы благодарны за два серьезных труда, которые и теперь остаются основными учебными пособиями по скаутингу.

Святитель и скаутмастер Василий (Преображенский), епископ Кинешемский.

Скаут-епископ

Впрочем, мирной история русского скаутинга была недолго. Сначала Первая мировая война, затем октябрьский переворот и гражданская война — все это сделало невозможной обычную работу по воспитанию детей. Для многих вообще единственным вопросом тогда остался вопрос о том, как жить дальше. С каждым днем становилось лишь труднее. Большевики своим главным идейным противником считали Церковь. Начались преследования верующих.

Череда этих страшных событий, развернувшихся на глазах Преображенского, до такой степени потрясла его душу, что он уже не мог жить своей обычной жизнью. Решив, что его обязанность, как выпускника Духовной академии, стать священником и заботиться о духовном просвещении народа, он всецело посвятил себя служению Церкви, прекрасно понимая, что быть священником значило быть гонимым. Он уехал в родную Кинешму, где в возрасте 45 лет был рукоположен в священный сан, затем принял монашеский постриг с именем Василий. В 1921 году он стал епископом Кинешемским.

Епископ Василий поселился на окраине города в баньке, стоявшей на огороде у вдовы-солдатки. Спал на голом полу, положив под голову полено, вставал до рассвета и шел пешком через город к храму. Впрочем, он не бравировал этим и скрывал свой образ жизни от окружающих, поэтому принимал просителей в канцелярии рядом с Вознесенской церковью. При этом он не оставлял своей педагогической деятельности. Десятки кружков по изучению Священного Писания, открытые епископом, постоянные встречи с людьми, простое и душевное общение — весь воспитательный опыт и скаутское прошлое владыки вновь были востребованы. Ведь скаут однажды — скаут навсегда. Но теперь он общался уже не с детьми, а со взрослыми, с теми, кому важно было знать и помнить о христианстве.

Судьба епископа, может, и не была столь трагична, как у многих в те времена, но и легкой ее не назовешь. Активная общественная деятельность владыки не осталась незамеченной ГПУ и вызвала у властей крайнее беспокойство.

В 1923 году он был арестован и сослан в Зырянский край в поселок Усть-Кулом. Из ссылки владыке Василию уже не дадут вернуться. Усть-Кулом, Анаполь, Урал, Орел, Вязники, Кострома, Рыбинск, Ярославль, Бутырка — ссылки, лагеря, тюрьмы… Село Бирилюссы Красноярского края стало последним пристанищем владыки, который умер 31 июля 1945 года. Умер далеко от тех мест, где прошла вся его жизнь, — от Англии, Кинешмы, Киевской Духовной академии.

***

Среди русских скаутов были, безусловно, выдающиеся педагоги, хотя историки не успели еще оценить роль этих людей. И скаутское движение, насильственно прекращенное в России, на самом деле продолжало существовать. У нас в стране — в виде пионерской организации, сохранившей многое из внешней атрибутики юных разведчиков. Но духовность и православное воспитание большевики заменили верностью партии и коммунистической идеологии. А на Западе эмигрантские организации скаутов, сохраняя верность Православию, продолжали искать и накопили огромный опыт воспитания и общения с детьми. Но при этом они переживали серьезные трудности, поскольку были оторваны от родины, к которой сохраняли любовь и уважение.

Сейчас скаутинг возрождается в России. И важно понять суть этого движения. Это не просто английская система работы с детьми, основанная на дисциплине и умении разжигать костры. Это, прежде всего, попытка обратиться к детским сердцам с вестью о Боге и научить их в трудных обстоятельствах жизни, в любой обстановке и ситуации быть верующим, не оставлять надежды и любить Бога.

23 апреля 1917 года Георгиевский парад на Крестовом острове (cв. Георгий считается небесным покровителем скаутов-разведчиков России). На смотрах скаутских парадов бывал император Николай II, который после знакомства с Баден-Пауэлом позволил цесаревичу Алексею стать скаутом, и тот был зачислен «урядником» в один из петроградских отрядов.

фото из архива ОРЮР

30 апреля 2009 года в Павловском парке прошел юбилейный парад, приуроченный к 100-летию со дня основания первого отряда русских скаутов.

фото из архива ОРЮР

В эмиграции ежегодно организовывались летние лагеря. «Фабрегас», проходивший во Франции в 1930-е годы, считается одним из самых известных.

фото  из архива ОРЮР

Походный скаутский иконостас, который каждый отряд разведчиков устанавливает на месте своей лагерной стоянки.

фото Максима Федичкина

Следопытский костер на берегу Черного моря в лагере «Фанагория».

фото из архива БПС

После революции скауты-разведчики вынуждены были покинуть Россию и продолжать свою работу в эмиграции. На фото — Первый Бельгийский отряд разведчиков. 1929 г.

фото из архива ОРЮР

В августе 2007 года на остров Коневец на Ладожском озере в лагерь «Русский Браунси» съезжались скауты, чтобы отметить 100-летие мирового скаутского движения.

фото  из архива ОРЮР

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.