Силы — от Духа, а не от плоти

Ответ культуристу

Ответ Александра ТКАЧЕНКО на письмо Доната МОСКАЛЕВА: «МУСКУЛИСТОЕ ПРАВОСЛАВИЕ: УКРЕПЛЯЯ ТЕЛО, УКРЕПЛЯЕМ ДУХ»

Уважаемый Донат!
Вы так много и подробно пишете об атлетизме, что христианское вероучение становится, главным образом, иллюстративным материалом для Вашей апологии культуризма. Да и сам этот странный гибрид «атлетизм+православие» совершенно ясно указывает – что в этой апологии стоит на первом месте, а что – на втором.
На мой взгляд, это – типичный пример смыслового перекоса, который, к сожалению, встречается сегодня очень часто. Проблема в том, что, проповедуя за пределами Церковной ограды, миссионер всегда рискует зайти слишком далеко на чужую территорию и забыть, зачем он туда, собственно, пришел. Забыть что главная его цель – показать людям красоту Православия, пленить их этой красотой, поделиться своей любовью к ней.
И если человек совершает такую ошибку, он начинает, невесть зачем, раскрывать – теперь уже перед христианами – красоту рок-музыки, глубину смысла восточных единоборств, удаль и благородство мотоциклетных байкерских радостей…
Вот и Вы увлеченно рассказываете про бодибилдинг, приглашая всех желающих христиан позаниматься им и утверждая, что занятия «…никак не помешают спасению души». Но ведь не все то полезно, что не мешает, есть в мире вещи попросту – бесполезные. Согласитесь, странная картина получается: человек тонет, погибает, у него сил осталось, может быть, всего на несколько гребков, а мы ему объясняем, что в плавающей рядом газете много интересных материалов, и если к ней подплыть и почитать, это никак не помешает его спасению…
Время идет, земная наша жизнь коротка и тратить ее на бесполезные занятия – не слишком ли большая роскошь?
Я прекрасно осознаю, что сегодня занятия спортом – дань, которую мы просто вынуждены платить собственному телу за излишек комфорта и малоподвижный образ жизни в постиндустриальном мире. Но при чем же здесь Православие? Ведь Церковь вовсе не призывает разбить все культурные явления на два разряда: вот это – еще «можно», а вот здесь – уже «нельзя». Христианство предлагает человеку совершенно новый взгляд на жизнь, новую перспективу этой жизни, в которой все наши дела, слова и даже помыслы проецируются в вечность, потому что оставляют след в нашей душе. И, по большому счету, лишь одно важно – изуродуем ли мы свою душу за время нашего земного странствия или сумеем, с Божией помощью, очистить ее от греховной грязи и ржавчины. Вот и весь выбор.
Господь не связывает нас системой запретов, Он, скорее, предупреждает нас о смертельной опасности греха, но право выбора все же оставляет за нами. А отличить добро от зла нам помогают евангельские заповеди, опыт святых Отцов, рассуждение и собственная совесть. Зачем здесь нужен еще и бодибилдинг, честное слово – не понимаю.
Культуризм сам по себе, наверное, и не грех, и не добродетель. Как и большинство человеческих дел, он не имеет абсолютного значения в духовном смысле. Все зависит от конкретной ситуации, от мотивов человека и обстоятельств его жизни. И если бодибилдингом начнет усиленно заниматься, ну, к примеру – монах-схимник, то вряд ли это окажется для него полезным. Но если пьющий человек завязывает с алкоголем ради атлетической гимнастики – я двумя руками за такой культуризм.
Вы пишете: «… Действительно, в Православии, с его приоритетом духовного над плотским, нигде не говорится о развитии красивого и гармоничного тела. Вместе с тем Библия напоминает, что необходимо о нем заботиться. Каков же объем этой заботы и вписывается ли в нее атлетизм? Пусть испепелят меня молниями теоретики Православия, но я считаю, что вписывается, и очень хорошо». Я думаю, что никто Вас не испепелит – ни теоретики, ни практики. Потому что вопрос Вы поставили очень правильно: какой объем заботы о теле предполагает христианство?
Преподобный Максим-Исповедник писал об этом так: «…Не заботься все время о плоти, но определи ей труд по ее силам. И ум твой весь обрати внутрь, ибо «телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно (1Тим 4:8)». Как видите, и плоть и забота о ней в Православии вовсе не отвергаются. Просто приоритеты здесь, действительно, расставлены иначе. Мы заботимся о теле, но помним, что оно рано или поздно должно будет умереть, а вот душа наша перейдет в вечность. И не нужно быть великим теоретиком, чтобы сделать из этого правильные выводы.
А мысль об обратной зависимости между объемом мышц и сознанием собственного превосходства Вы напрасно приписали мне. Это – рассуждение свт. Василия Кесарийского: «…Человека делает дерзким сила рук, скорость ног, благообразие тела, хотя все это истребляет болезнь, истощает время. И не разумеет он, что Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой» (Ис 40:6).
И все же, даже эту, на мой взгляд, очень верную мысль нельзя рассматривать как безусловное правило. В жизни бывает по-всякому. В новейшей истории нашей Церкви есть великолепный пример совмещения самого искреннего христианского благочестия с таким уровнем занятий спортом, который нам с Вами даже и не снился.
Мастер спорта международного класса, нападающий сборной СССР по водному поло Игорь Росляков был самым результативным игроком в команде за всю ее историю. Став христианином, он продолжал тренироваться и участвовать в соревнованиях. И не считал даже самый строгий пост несовместимым с занятиями спортом. Вот воспоминания его товарища по команде, мастера спорта Олега Жолобова:
«…Игорь очень строго соблюдал посты, и в Великий пост это было видно по его ребрам. Из-за его постничества в команде было сперва недовольство. Он был ведущим и самым результативным игроком команды, и мы боялись проиграть, если он ослабеет. Помню, Великим постом сидели мы с ним на бортике бассейна в Сухуми, и Игорь сказал: «Главное, чтобы были духовные силы, а физические после придут. Дух дает силы, а не плоть». На следующий день у нас был решающий финальный матч с «Балтикой», очень сильной командой в те годы. И как же стремительно Игорь шел в атаку, забивая и забивая голы! Мы победили, и пост был оправдан в наших глазах».
…Через несколько лет Игорь принял в Оптиной пустыни монашеский постриг с именем – Василий. А еще через несколько лет обезумевший сатанист-маньяк убил его ритуальным ножом в ночь после Пасхальной литургии. Иеромонах Василий Росляков не канонизирован пока официально, но к его могиле православные люди давно уже приезжают как – к святыне, как к мощам мученика за веру. И я был бы последним лицемером, ханжой и самоуверенным идиотом, если бы позволил себе хотя бы в мыслях похулить жизнь такого человека, вернее – тот период его жизни, когда он еще занимался спортом.
Бог смотрит на сердце, а не на тело – вот, на мой взгляд, главный принцип и для христианина-cпортсмена. И ругать культуризм за бездуховность, видимо, так же неправильно, как и восхвалять его за «совместимость с христианством». Потому что не в совместимости тут дело, а в готовности, решимости христианина всю свою жизнь, каждую ее каплю, каждый миг ее посвятить Господу, как это сделал отец Василий (Росляков). И если эта решимость появилась, то никакие спортивные достижения уже не могут ей помешать. А если ее нет, то никакой бодибилдинг ее не прибавит, даже если он и вправду – ничуть не мешает спасению.

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (7 votes, average: 4,86 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.