Эпоху Возрождения часто сравнивают с мрачным тысячелетием Средневековья (от падения Западной Римской империи во второй половине V века,  до итальянского Ренессанса).   Тысячу лет человечество якобы  не могло преодолеть застой и регресс, а после Возрождения начался  расцвет культуры. следуя этой логике, во времена Средневековья  наблюдался сплошной застой и даже регресс, а вот в эпоху Ренессанса начался несомненный прогресс, обращение к человеку…

На самом деле все далеко  не так просто и однозначно.  У европейского Средневековья были свои взлеты и падения, а знаменитый французский медиевист Жак ле Гофф  говорил о  «долгом Средневековье», которое завершилось лишь к началу XIX века.

Впрочем, эпоха Возрождения подарила миру образцы высокого искусства Убедиться в этом можно  на выставке, которая проходит в  ГМИИ им. А.С. Пушкина из собрания Академии Каррара, одного из известных музеев Италии, который находится в городе  Бергамо.

На выставке представлено 58 произведений живописи  художников эпохи Возрождения, среди которых работы Пизанелло, Якопо и Джованни Беллини, Боттичелли, Перуджино, Бартоломео Виварини, Карпаччо, Винченцо Фоппы, Лоренцо Лотто, Джованни Морони и многих других.  Эти произведения позволят зрителю проследить развитие искусства  Италии в XV - XVI веках.

В отличие от средневекового искусства, для эпохи Возрождения характерен антропоцентризм, когда центром мироздания считается человек, его тело, чувства и разум. Но  художники того времени были далеки от неверия в Бога и  обращались в своих работах к религиозным сюжетам.

Посетители выставки смогут увидеть, как события Священной истории осмыслялись живописцами эпохи Возрождения.

Кстати, на некоторых из  итальянских мастеров  повлияла византийская традиция: после падения Византии в 1453 году многие  художники  переехали в Италию.

Предлагаем читателям небольшую «прогулку» по выставке, с остановками у некоторых работ.

Беноццо Гоццоли «Мадонна Смирение» (около 1449 – 1450).

Совсем маленькая работа живописца эпохи Раннего Возрождения притягивает зрителя своей красочностью и декоративностью. Золотое покрывало, роскошные одеяния, земля, напоминающая богатый яркий ковер. Кажется, что перед нами сказочный сад. И на фоне это красоты –смиренный лик Девы Марии. То есть это не просто сад, а символ целомудрия. Как в Песне песней Соломона «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник» (Песн. 4:12).

Шедевры итальянского Возрождения в Пушкинском музее
 
Витторе Карпаччо «Рождество Богоматери»
 

Витторе Карпаччо «Рождество Богоматери» (1502 – 1504)

Работа из цикла, написанного для Скуолы дельи Альбанези в Венеции -  религиозно-благотворительного братства, объединявшего беженцев из Даллации, которые спасались от турок.  События картины развиваются в венецианском палаццо. Тщательно выписанные детали интерьера, спокойные жесты многочисленных персонажей: перед зрителем – целая Вселенная, не ограничивающаяся домом, ведь анфилада комнат уводит взгляд и дальше – во двор.

«Воскресение  Христово»

Работа  практически не известного в России автора Джованни Бонконсильо (Марескалько). (Между 1525-1530 годом). В руке Христа, возвышающегося на фоне закатного неба, флаг, который говорит о Его победе  над смертью, о Его триумфе. Триумфе, который не видят уснувшие в нелепых позах странники. Наверное, поэтому, следы страданий и  истязаний практически не заметны, даются лишь намеком.

«Благословляющий Спаситель».

Совсем иначе выглядит Христос в работе Сандро Боттичелли (1495-1500) В сознании многих людей Боттичелли - создатель изящных, полных гармонии женских образов. В этой работе речи о гармонии быть не может. Ведь перед зрителем – благословение страдающего Христа.

Картина написана уже после того, как Боттичелли услышал проповеди Савонаролы.  Пламенный проповедник изменил   взгляды художника. Боттичелли    постепенно осознал трагичность мира.

«Положение во гроб»

Шедевры итальянского Возрождения в Пушкинском музее«Положение во гроб»

Ужас смерти  можно увидеть  в работе Лоренцо Лотто (1513 – 1517).  Богоматерь с постаревшим, искаженным от внутренней боли лицом. Мужчины - участники погребального трагического действа - заняты, кто поправляет плащаницу, кто пытается положить тело Учителя в место Его последнего упокоения. Один из героев даже поставил ногу на гроб, чтобы было удобнее. Художник внимателен к деталям: на переднем плане – гвозди, терновый венец, чуть дальше от них – молоток, свернутая веревка, инструмент для вытаскивания гвоздей. Произведение очень эмоционально, кажется, что можно услышать звуки того горя, которое испытывают герои.

«Рождество Христово»

Работа  Пьетро Перуджино (около 1504 года)  наполнена спокойствием, ясностью и чистотой. Зрители словно включаются в молитвенное благоговейное предстояние перед Младенцем, вместе с Девой Марией, святым Иосифом, пастухами…

«Портрет девочки из семейства Редетти»

Шедевры итальянского Возрождения в Пушкинском музее«Портрет девочки из семейства Редетти»

Не очень знаком широкому кругу российских зрителей один из крупнейших портретистов XVI  века Джованни Баттиста Морони. На выставке в пушкинском не отпускает от себя маленькая работа  (около 1570) – проникновенный трогательный детский портрет.

«Мадонна с Младенцем»

Работа,  которую начал Антонелла да Мессина, а потом в 1480 году закончил  Якопо ди Антонелло  Младенец сидит на подушке и держит в руках две вишни.

На выставке можно увидеть, как художник по-разному подходит к раскрытию одного и того же сюжета. «Мадонна с младенцем» (1476)  Джованни Беллини, которого называют реформатором венецианской живописи, наполнена скорбным предчувствием.

Дева Мария словно пытается защитить, удержать Младенца, понимая, что сделать этого невозможно. Особую сдержанную трагичность подчеркивает и синиее одеяние Девы Марии, и темный фон.

В работе Беллини под таким же названием, написанной в 1485 – 1487 году,   трагизм смягчен, но взгляд Девы Мари  остается грустным. В целом здесь больше гармонии, спокойствия.

Очень интересны работы  миланских живописцев Винченцо Фоппы («Голгофа», 1450) и Амброджо Бергоньоне (две створки полиптиха «Мадонна делла Роза», 1515), а также знаменитого феррарского художника Козимо Туры («Мадонна с младенцем», 1460-1465).

Выставка в Пушкинском музее продлится до конца июля.

Работы, представленные в Пушкинском музее,  дают возможность посетителям задуматься, почему Алексей Федорович Лосев в своем труде «Эстетика Возрождения» писал: «У теоретиков возрожденческой эстетики встречается, например, такое сравнение: художник должен творить так, как Бог творил мир, и даже совершеннее того. Здесь средневековая маска вдруг спадает и перед нами оголяется творческий индивидуум Нового времени, который творит по своим собственным законам. Такое индивидуальное творчество в эпоху Возрождения тоже понимали как религиозное, но ясно, что это была уже не средневековая религиозность. Это был индивидуалистический протестантизм, крепко связанный с частнопредпренимательским духом восходящей буржуазии».

Далее Лосев пишет: «…все гениальные художники Высокого Возрождения вместе с глубинами самоутврежденной человеческой личности чрезвычайно остро, глубоко и вплоть до настоящего трагизма ощущают ограниченность и беспомощность человеческого субъекта». Как-то не очень сочетается с привычным энегельсовским, вроде безоговорочным и радостным: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в  титанах  и которая породила титанов…» ?

0
1
Сохранить
Поделиться: