СЕМЬЯ НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ МОДНОЙ

Ирина Мошкова

генеральный директор Психологической службы «Семейное благо», кандидат психологических наук

 

Сейчас много говорят и пишут о том, что молодые люди не хотят вступать в брак и рожать детей. действительно, такая негативная тенденция прослеживается. Но все ­таки есть и другие опасные явления.

После того как в россии начала осуществляться государственная программа преодоления демогра­ фического кризиса, тема семьи ста­ ла активно обсуждаться в средствах массовой информации. Это поменя­ло ситуацию: создавать семьи стало модно. молодые люди рассуждают так: если ты смог создать семью, значит, ты востребован, кому­-то ну­жен, кому-­то интересен. Создание семьи воспринимается современ­ ной молодежью как своеобразный элемент своего престижа, своего выгодного «имиджа».

Сейчас много говорится о кри­ зисе семейных ценностей. в чем собственно он заключается? Из нашей жизни уходят священные, святые вещи. мы утратили понятие о святыне в общем смысле слова и о святыне брака в частности. Как правило, то, что модно, — ско­ротечно, поверхностно, временно. А брак — это не бытовое явление, это не просто «совместное ведение хозяйства» и не просто «воспроиз­ водство населения». Цель брака — это выход за границы собственного «я», преодоление эгоизма, только после этого можно говорить о люб­ви в ее подлинном, высоком смысле слова. утрата представлений о сущ­ ности брака и семьи, о жертвенной христианской любви, которая долж­ на соединять супругов, приводит к тому, что молодые люди с легкостью создают семьи и с легкостью их разрушают. Причем продолжитель­ ность периода от заключения брака до развода с ужасающей быстротой сокращается. Сейчас нередко лю­ ди разводятся, фактически являясь еще молодоженами. они с легко­ стью разрывают взаимоотношения, не задумываясь о разрушительных последствиях развода для себя и для своих детей.

Это происходит потому, что современная массовая культура воспитывает в человеке эгоизм, замкнутость на себе, исключи­тельно на своих желаниях и удо­вольствиях. мы постоянно куда­-то спешим, спешим решить задачи самоутверждения. мы выстраива­ ем свою жизненную траекторию и упорно по ней движемся, не со­ бираясь кому­то в чем­то уступать. Но ведь в православной культуре семейная жизнь — это путь спасе­ ния, по которому можно двигаться только с помощью добровольного самоотвержения. оно выражается в умении посвящать себя и свои силы достижению благополучия ближнего, его душевной поддерж­ ке и духовному развитию. все очень просто: плачет ребенок но­ чью — поднимись первым, подойди к нему, не жди, пока это сделает жена. И так во всем: и в мелочах, и в серьезных вопросах семейной жизни, в сознании современных моло­дых людей «самопожертвование» не является ценностью. Они гото­вы видеть и чувствовать «ближне­го» только в тех границах, которые они сами определили. отношение к «ближнему» стало потребитель­ским, безнравственным. в этой жизни нет Христа, ведь Христос — это идеал самопожертвования, это Крест, на котором Господь отдал Свою жизнь до последней капли крови ради всех нас вместе и ради каждого из нас в отдельности. Нет Христа, нет Креста, нет добро­вольной жертвы — нет тогда и радости, и полноты бытия. Это парадоксально, но только самопо­ жертвование, полная отдача своих сил, мыслей и чувств приносят счастье, ощущение полноты, ра­ дости и осмысленности бытия.

К сожалению, для подрас­тающего поколения — это terra incognita. Это просто отсутствует в сознании. о кризисе семейных ценностей часто говорят в кон­ тексте демографии, руководство страны бьет тревогу — числен­ность населения неуклонно со­ кращается. Я думаю, что это от­ражение кризиса веры, истинного понимания смысла и ценности жизни. в евангелии есть слова Спасителя: «Я есть Путь, Истина и Жизнь». Как мне представляется, преодоление демографического кризиса возможно путем возвра­щения к традиционным духовным ценностям, к Православию, то есть — ко Христу и осознанию его ис­купительной жертвы. ■

 

Фото: myphotojourneys/pixabay.com

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.