В журнале "Русский Репортер" вышла рецензия Виталия Лейбина на недавно изданную книгу Владимира Легойды"Декларация зависимости".

«Я ведь ничего больше не умею, кроме как писать плохие слоганы. Но Тебе, Господи, я напишу хороший — честное слово. Они ведь Тебя совершенно неправильно позиционируют», — сокрушался главный герой пелевинского «Поколения Пи».

Только что вышедшая книжка Владимира Легойды, председателя Синодального информационного отдела Московского патриархата, то есть своеобразной пресс-службы РПЦ, по идее и по позиции вроде бы должна отвечать на эту претензию главного поп-писателя нашего времени. Должна, но, слава Богу, не отвечает.

И про этот неответ есть отдельная глава, которая называется «Нуждается ли Церковь в имидже». А в ней — имиджево-потребительская цитата анонимного прихожанина: «По­чему мне в “Макдоналдсе” продавцы радуются больше, чем люди в храме?» Легойда прямо отказывается от претензий на «позиционирование», «медиастарчество», туфты и прочей неискренности.

Книжка составлена из его редакторских колонок в журнале «Фома». Я люблю этот журнал, и именно поэтому решился написать эту рецензию, хотя, возможно, и не имею на это права. В том смысле, что я сам не то чтобы не воцерковлен, но, в общем-то, не религиозен. Извиняет меня лишь то, что я хочу высказать всего одну мысль, и она не про веру.

«Фоме» и Владимиру Легойде удается то, что является проблемой для любого журналиста (политика, гражданина), — говорить о настоящих ценностях, не увязнув в патоке неприятного пафоса. Сейчас ведь в моде прагматизм, как бы «технические решения», а есть еще и остаточная историческая подозрительность к большим идеям.

Легойда тоже обсуждает эту политкорректную самоцен­зуру как проблему: «Как только вы начинаете говорить об истинности (упаси Боже, об абсолютной истинности!) своих ценностей, вас тут же записывают в категорию “нетерпимых”». Но у него достаточно смелости говорить о настоящем — и это получается.

0
0
Сохранить
Поделиться: