Рождество Христово: вещественные доказательства

Плат и риза Богородицы, пелены Богомладенца Христа

Рождество Христово – это событие, которое изменило, ни много ни мало, весь ход человеческой истории. Формально это выражается хотя бы в том, что годы «новой эры» стали отсчитывать от момента Боговоплощения. Неудивительно, что христиане с особенным трепетом относились и относятся ко всему, что связано с этим событием.

Плат Богородицы

В частности, стараниями многих поколений христиан до нас дошли некоторые святыни, связанные с Рождеством. Прежде всего, это плат Пресвятой Богородицы, в котором Она была в ночь Рождения Богомладенца Иисуса, Ее риза и пелены, в которые Мария и Иосиф Обручник завернули новорожденное Дитя. Подлинность этих реликвий в ХХ веке была установлена настолько точно, насколько это возможно с учетом поправки на давность событий и при помощи современных технологий. Пожалуй, научным исследованиям можно посвятить отдельную статью, а сейчас хочется сконцентрировать внимание на другом аспекте. Все перечисленные реликвии при желании можно увидеть своими глазами, и есть в этом свой глубокий смысл. Но где их искать, да и стоит ли? Ответы на эти вопросы нужно искать в старинных европейских городах – французском Шартре и немецком Ахене.

Шартрский собор

Шартр известен своим великолепным кафедральным собором, который стоит на возвышении, в самом центре старого города. По его архитектуре и витражам не вполне понятно, как можно было создать такую красоту, не имея под рукой хоть мало-мальски продвинутой техники. Возможно, одна из причин в том, что и архитектурные работы, и поиск цвета в процессе изготовления витражей – все это для средневекового человека было, в первую очередь, не способом авторского самовыражения, а служением Богу.

Вообще, вся городская жизнь выстраивалась и кипела здесь, вокруг собора. Он был настоящим центром мира.

Тем любопытнее причина, по которой появился этот прекрасный готический храм. В IX веке в Шартр привезли великую христианскую святыню – плат Пресвятой Богородицы. Его поместили в прежнем кафедральном соборе города. Однако в XII веке в Шартре случился сильнейший пожар – обычная, к сожалению, беда деревянных средневековых городов. Собор тоже загорелся и полыхал в течение трех дней. При этом горожане оплакивали не столько сами его стены, сколько свою любимую реликвию, которая находилась внутри, — плат Божией Матери. Каково же было всеобщее удивление и радость, когда, по окончании пожара, жители Шартра узнали, что плат уцелел! Его спасли три священнослужителя, которые не смогли выбраться из-под огня наружу, а потому решили вместе с платом укрыться в помещении нижнего храма. Пламя прокралось и туда, однако никто из спасителей святыни, как и сама она, не пострадал. Это событие было признано чудом и знамением. Вероятно, рассудили горожане, ради плата Богородицы нужно построить более достойный собор. Такой, каких еще не видывал христианский мир. За дело с огромным энтузиазмом принялся весь город. И со временем появился нынешний кафедральный собор Шартра, первый готический Нотр-Дам, то есть собор, посвященный Деве Марии. Так что же это за святыня – плат Богородицы? Почему ради нее люди готовы были и рисковать жизнью, и трудиться в поте лица?

Перечитаем историю Рождества Христова. О Деве Марии у Евангелистов сказано, что Она слагала в сердце Своем все, что говорили Ей о Ее Сыне. Логично предположить, что Она с трепетом отнеслась и к тем вещам, которые были связаны с Его Рождением. В частности, к плату, который покрывал Ее главу в ночь Рождества. Предание говорит, что Богородица бережно хранила его, а перед Своим Успением передала одной благочестивой девице, которой также велела сберечь эту святыню. Согласно преданию, та девица всю свою жизнь посвятила хранению плата, а перед смертью передала святыню девушке из своего рода. И та тоже посвятила жизнь служению Богородице и Ее плату. В семье укрепилась традиция: одна из девиц берет на себя эту важную миссию. Так продолжалось вплоть до IV века, пока плат… не украли.

Сделали это не отъявленные воры, а два молодых патриция, братья Галвий и Кандид, которые совершали паломничество на Святую Землю. Они шли из Константинополя, утомились в пути и решили остановиться недалеко от Иерусалима на ночлег. По случайности, выбранный ими дом оказался домом той женщины, которая хранила плат. Братья заметили, что в одной из комнат стоит ковчег, вокруг которого красиво горят светильники. Они спросили хозяйку, что бы это значило, и та доверчиво рассказала им о своем служении. Хитрые братья оценили обстановку и на обратном пути остановились на ночлег в том же доме. Из Иерусалима они принесли с собой специально изготовленную копию того ковчега, в котором хранился плат. А ночью, пока хозяйка спала, они подменили реликварий и скрылись вместе со святыней. Так плат Богородицы попал в Константинополь, его поместили в храме во Влахерне.

Плат Пресвятой Богородицы

Позднее, уже в IX веке, византийская императрица Ирина передала часть этой святыни Карлу Великому, объединителю Западной Европы. Святыню поместили неподалеку от Парижа, в монастыре города Аржантой. А оттуда уже плат перенесли в Шартр, по настоятельной просьбе его жителей. Им нужно было защитить себя и свой город от набегов норманнов, и отчаявшиеся люди не нашли лучшего способа, как уповать на милость Пресвятой Богородицы. Причем через плат они действительно получили ожидаемую защиту. Прошло сравнительно немного времени – и набеги норманнов прекратились. Более того, это племя обратилось в христианскую веру.

 

Сегодня плат Пресвятой Богородицы находится в Шартрском соборе в специальной капелле, сюда постоянно приезжают молиться паломники из России и Украины. Впрочем, для россиян святыня стала сейчас несколько ближе. Частицу ее передали в храм Иоанна Богослова на Новой площади, так что желающим встретиться с платом достаточно просто оказаться в Москве.

А вот с другими Рождественскими святынями – пеленами Богомладенца Иисуса и ризой Богородицы, все несколько сложнее. Хотя…

Пелены Богомладенца Христа и риза Богородицы

В некоторых европейских соборах есть интересная традиция – раз в несколько лет открывать для поклонения верующих великие святыни, которые там хранятся. Ярчайший пример – Туринская плащаница, которую после длительного перерыва открыли в 2010 году и которой за короткое время поклонилось около трех миллионов человек. Раз в семь лет в немецком городе Ахен происходит нечто подобное, только в чуть меньших масштабах. Здесь открывают так называемые Евангельские святыни, среди которых упомянутые святыни Рождества. Как они здесь оказались? – Опять же, при участии Карла Великого…

Надо сказать, Ахен – абсолютно немецкий город. И германский порядок, и последствия политики мультикультурализма – все нашло здесь свое отражение. Тем интереснее на примере Ахена проследить корни тех процессов, которые задали тон современной истории Европы. Прежде всего, ее объединению, ведь идея Евросоюза по сути не нова. Первым и по-своему успешным объединителем Западной Европы был Карл Великий. В VIII – IX веках он создал огромную империю, собрав западные территории некогда великой Римской цивилизации под свое крыло. Принципиально важным для него было объединить народы и племена на христианском основании, в связи с чем он заботился и о крещении, и о просвещении своих современников. Центром великой христианской державы он сделал город Ахен. Здесь находилась его резиденция, здесь же должен был появиться и видимый символ христианского могущества и единства новой империи.

Собор в Аахене

Таким символом стал необычный снаружи, потрясающе красивый изнутри кафедральный Ахенский собор. Его иногда называют собором Карла Великого. Но во времена самого императора вся эта красота создавалась не с целью его прославить. Собор был построен по византийским образцам, символизировал небо на земле, единство Западной и Восточной Церкви.

Помимо строительства, Карл предпринял и другие шаги по укреплению статуса Ахена как столицы христианской империи. Он доставил в город несколько святынь, среди которых были пелены Богомладенца Христа и риза Божией Матери (наряду с платом, это была Ее одежда в Рождественскую ночь). Святыни в Ахен привозили из Византии, Иерусалима, Рима и Дамаска. В каждом из этих городов христианские общины были древними, святыни бережно сохранялись и передавались и поколения в поколение. В Ахене для этих реликвий изготовили драгоценный ковчег. Сегодня он установлен в самом сердце кафедрального собора.

Времена Карла Великого и средневекового Шартра давно позади, но почитание великих святынь в этих городах не прервалось, и современная традиция паломничества к ним – наглядное тому свидетельство. В чем ее смысл? В чем вообще смысл обращения к Рождественским святыням? — …Есть что-то невероятное, но логичное в том, как Ахенские святыни и плат Богородицы в Шартре объединяют времена и «сокращают» пространство. Точнее даже так: время и пространство при встрече с такими реликвиями как бы… упраздняются, что ли. И дело даже не в том, что за ними стоит богатая история или что с ними связаны судьбы тысяч людей. Просто каждая из них – сохранившаяся вопреки войнам, пожарам, человеческим предрассудкам – частица вечности. Вещественное доказательство Рождения Бога в наш мир.

Подробнее о святынях читайте на сайте www.thomas-tdf.de

Mitrofanova МИТРОФАНОВА Алла
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Обозреватель
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (5 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.