Приемный ребенок ведет себя «не так». Соответствует ли его поведение установленным рамкам? И вообще, есть ли они, эти рамки?

«Есть нормы развития ребенка, когда к каждому возрасту он учится делать какие-то вещи: общаться, думать, — говорит Регина Енакаева, кандидат психологических наук, ведущая Школы приемных родителей Московской службы психологической помощи населению Департамента семейной и молодежной политики Москвы. — Зачастую люди называют расстройством поведения те поступки ребенка, которые не соответствуют их представлению о норме. Но расстройство ли это поведения, индивидуальная особенность ребенка или расстройство наших ожиданий в отношении ребенка? Все люди разные. Каждый из нас обладает врожденным и отличным от других свойством: темпераментом, характером, типом нервной системы».

«Темперамент ребенка определяется сразу, с первых минут общения с ним. Темперамент — это данность, которую надо принимать, — продолжает Регина Саакян, врач-психиатр специальной (коррекционной) школы-интерната № 49 им. Г. И. Россолимо г. Москвы. — Не надо спокойного ребенка, который любит погрустить и помечтать, пытаться сделать бойким, энергичным и веселым.

Чем младше ребенок, тем меньше времени требуется для того, чтобы он раскрылся и проявил какие-то свои особенности поведения. Соответственно, чем старше ребенок, тем больше нужно ему этого времени. Например, ребенку-меланхолику может потребоваться месяц, а то и больше, чтобы приемные родители заслужили его доверие. И лишь в том случае, если это доверие по отношению ко взрослому ребенок проявит, взрослый сумеет увидеть, какие у ребенка существуют проблемы, в том числе в поведении».

«С самого начала нужно уяснить для себя, готов ли ты любить ребенка таким, каким ты его берешь, — говорит Светлана (вместе с мужем Юрием она воспитывает двоих детей, один из которых приемный). — Да, какие-то качества поведения можно подкорректировать. Но характер — или складывается, или уже сложился. Здесь нужно обязательно рассчитать свои силы, понять, справишься ли ты».

Регина Енакаева: «Ребенок может себя странно вести и при первом знакомстве. В этом случае необходимо делать поправку на сложную для него ситуацию. Ведь знакомство с приемным родителем — это испытание. Уже с трех лет ребенок отдает себе отчет, что его рассматривают, с ним знакомятся. Приходя в детский дом, мы можем слышать от воспитателя, что это замечательный, веселый, открытый ребенок. А знакомясь с кандидатами в приемные родители, он может закрыться, начать себя вести непривычно для него, неадекватно. Вторая встреча уже более информативна и для кандидата в приемные родители, и для ребенка.

Резкое изменение в поведении ребенка может возникнуть и в тот момент, когда он переступает порог своего нового дома. Новые условия, пусть даже лучшие — для маленького человека всегда стресс и испытание. Ребенок начинает вести себя или агрессивно, или зажато не потому, что это особенности его личности, а потому, что такова его реакция на эти новые и непривычные для него условия. Для того чтобы ребенок полностью проявил особенности своего характера, необходимо время (как минимум полгода адаптации). От приемных родителей в этот период требуется внимание и терпение. С самого начала необходимо внимательно наблюдать за ребенком и терпеливо относиться к проявлениям его характера».

«Самое интересно, что, пока мы посещали дочку в Доме ребенка (на протяжении десяти дней) — это был тихий молчаливый ангел, — рассказывают Елена и Александр, которые воспитывают четверых детей, двое из них приемные. — Она тихо сидела, смотрела, робела при нас. Как только мы приехали домой, ребенок шагнул за порог, мы увидели маленькую баловницу. Она сразу же порвала шторы, затискала собаку. Она сразу же почувствовала себя дома».

«В первое время в новой семье ребенок не слушает слова, обращенные к нему, не может сконцентрироваться, — поясняет Регина Енакаева. — Кажется, что он находится в какой-то другой реальности, его взгляд блуждает, он постоянно находится в движении…»

«Но это нормальное поведение ребенка, — подхватывает Регина Саакян. — Такое же, как у любого «домашнего» ребенка, который, возбудившись эмоционально, долго не может успокоиться. Через двигательную активность ребенок, переживший многие стрессы, неприятности, избавляется от них».

«Приемные дети, как правило, прошли через что-то сложное и тяжелое, и психологическая пустота, которая в них есть, требует заполнения. — говорят Олег и Елена (воспитывают четверых детей, из них трое — приемных). — Пока ты не заполнишь эту пустоту своим теплом, заботой, любовью, отдачи от ребенка не будет. Не стоит ждать быстрых результатов: «Вот, парень, мы тебя взяли, теперь ты радуй нас». Возврата душевного тепла может не быть очень долго, и к этому надо относиться спокойно».

Более подробно — в беседе специалистов на сайте www.videopasport.ru, раздел «Видеошкола приемных родителей», глава «Поведение неуд».

0
0
Сохранить
Поделиться: