Психологи отмечают, что в XXI веке общий фон тревожности повысился как у взрослых, так и у детей. Тем более это актуально сейчас, на фоне грандиозных событий, меняющих прежний уклад жизни. Очень часто ребенок оказывается беззащитным перед повышенным уровнем стресса. На помощь ему могут и должны прийти родители. Как обезопасить своих детей, рассказывают педагог Татьяна Львовна Шишова и психолог Наталья Валерьевна Мотева.

Как не передать свою тревожность ребенку?

Во-первых, нужно помнить: когда взрослые в присутствии ребенка обсуждают сложные темы, когда эти темы вызывают споры, когда дома работает телевизор, в котором говорят тревожными голосами, — всё это факторы стресса. Для маленьких детей лучше, чтобы телевизор при них не работал, чтобы дома была спокойная, радостная обстановка.

Во-вторых, если ребенок задает вопросы (или не задает, но вы видите, что он в состоянии стресса), необходим доверительный разговор. Во время этого разговора родитель не должен позволять себе эмоций и сильных выражений. Доверие вызывает спокойный человек, потому что спокойствие — это признак силы. Дайте ребенку информацию в соответствии с его возрастом; не сочиняйте небылицы для успокоения, а честно расскажите, что происходит и как вы это видите. Хорошо, когда родитель убежден в своей позиции; если же вы чувствуете себя неуверенно, так и скажите: «Я сам пока не очень хорошо понимаю, но я сделаю всё, чтобы разобраться».

В-третьих, найдите то, на что вы можете опереться в данный момент. Это может быть работа или повседневные дела, или то, что требует вашего внимания именно сейчас. Размышлять о судьбах мира, предаваясь мрачным прогнозам, — это и неконструктивно, и фактор тревоги для вас и ваших детей. Родительская фигура для маленького ребенка является основой, и эта основа не должна шататься, потому что с ней зашатается весь детский мир.

Дети улавливают тревожные вибрации не только из разговоров взрослых, но из общей атмосферы, поэтому, если вы очевидно беспокоитесь, надо сказать: «Я беспокоюсь вот по такой причине». Без пугающих подробностей, кратко, простыми словами. А потом расскажите, что вы планируете делать: решать повседневные задачи, продолжать жить. Постарайтесь найти то хорошее, что есть в вашей жизни, и сосредоточьте на этом внимание вашего ребенка. 

Как помочь ребенку справиться с тревожностью?

Делать это нужно по-разному в зависимости от возраста ребенка. С малышами нужно действовать иначе, чем с подростками — не только в силу возрастных особенностей психики, но и потому, что жизнь маленького ребенка родители способны контролировать полностью, а подростка — лишь частично.

Что надо делать, чтобы снизить тревожность малыша?

Маленькие дети легко отвлекаются: займите ребенка интересными детскими играми, это даст необходимую психологическую разгрузку. Помните фильм «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи? Там папа, оказавшись с сыном в концлагере, убеждал его, что они играют в такую игру — это помогло мальчику пережить ужасы концлагеря. Постарайтесь участвовать в игровом процессе со своими детьми; такой процесс создает им подушку психологической безопасности.

Ребенок напуган тревожными новостями. Как защитить его от стресса?

Рассказав о том, что происходит (как вы это видите), переключите внимание ребенка на позитивные аспекты. Жизнь не бывает ровной и гладкой, но всегда меняется от худшего к лучшему. Закончите диалог, предложив ребенку заняться привычным делом: погулять, вместе приготовить еду, заняться рукоделием и тому подобное. Подчеркивая, что продолжается обычная жизнь, вы снижаете уровень тревожности и у ребенка, и у себя.

Основные советы:

  1. Отвечайте на вопросы простыми словами, без пугающих подробностей.
  2. Постоянно напоминайте детям, что они находятся в безопасности.
  3. По возможности совершайте обычные действия, соблюдайте режим дня.
  4. Не разлучайте детей с привычным окружением.
  5. Будьте терпеливы, если дети возвращаются к поведению, присущему более младшему возрасту.
  6. По возможности создайте условия для игр и отдыха.

Что надо делать, чтобы снизить тревожность подростка?

Подростки получают информацию независимо от взрослых. Это не маленькие дети, которые не умеют читать и основным источником информации для которых являются родители. Подростки сидят в социальных сетях, много общаются. Это общение тоже может стать источником повышенной тревожности, с которой подросток попытается справиться, совершая необдуманные поступки.

Общение со сверстниками — это возрастная особенность подростков, их ведущая деятельность. Запретить эту деятельность невозможно, такой запрет будет иметь разрушительные последствия и для психики ребенка, и для отношений внутри семьи. Но родитель может и должен четко обозначить свою позицию, и в этом случае тоже очень важна искренность. «Я считаю, что хороший человек должен вести себя вот так, а так не должен. Мне самому не всегда удается поступать правильно, но все-таки я считаю это важным».

Можно привести примеры из фильмов, которые подросток знает. Поделитесь с ним своими страхами: расскажите, что может произойти, когда детьми манипулируют чужие люди. Объясните возможные последствия необдуманных и эмоциональных действий. Большинство подростков — пассионарии, они используют избыточную энергию в том числе для преодоления собственной тревожности. И тут важно показать, что существуют разные пути решения, что есть разумные выходы из сложившихся ситуаций.

Стиль поведения взрослые должны выбрать, исходя из особенностей характера сына или дочери. Если ребенок ранимый, боязливый, необходимо создать у него ощущение безопасности. И здесь работает тот же принцип, что и с детьми младшего возраста: как можно доверять тому, кто сам плохо себя чувствует? Как можно ощущать себя в безопасности с тем, кто сам живет в опасениях? Вообще, людям очень важно жить с ощущением, что они под защитой — не только детям, но и взрослым. Если ребенок активный, энергичный, если не может усидеть на месте, покажите ему способы использовать свою энергию в позитивных целях (например, помогать тем, кто страдает, кто нуждается в поддержке — среди родственников, знакомых, друзей).

Ребенок напуган тревожными новостями. Как защитить его от стресса?

Итак, чтобы снизить тревожность у подростков:

  1. Помогите им заниматься привычными делами.
  2. Объясните им, что происходит в настоящий момент.
  3. Выслушайте их соображения и страхи без осуждения и оценок.
  4. Не запрещайте им испытывать разные эмоции, но помогите справиться с ними.
  5. Четко определите правила поведения и объясните, чего вы ждете от них.
  6. Поддержите их, обсудите, как лучше поступить в той или иной ситуации.

Чего делать не надо?

Чтобы успокоить кого-то, нужно сначала успокоиться самому. Что точно не надо делать: бесконечно проверять ленту новостей. Эмоционально реагировать на прочитанное. Верить на слово всему, что пишут: часто информация через день-два получает опровержение, а у вас уровень кортизола уже повысился. По возможности исключите из сферы своего внимания те события, которые вы не можете контролировать. То, что должно произойти, — произойдет, вам же нужно сохранить себя для дальнейшей жизни. Если вы падете жертвой нервного срыва, на мировую политику это никак не повлияет. Ваша задача — сохранить мир и покой в своей семье. Это подвластно вашему контролю; эту задачу и решайте.

Как снизить уровень тревоги у себя?

Тут, как в самолете, работает принцип «Сначала наденьте маску на себя, потом на ребенка». Важно понимать, что есть два вида тревоги: фоновая и ситуативная. Фоновая тревога необходима, чтобы воспринимать сигналы окружающей среды как опасные и безопасные. Ситуативная — это пик тревоги, паническая атака. В кризисное время фоновая тревога — состояние волнения, беспокойства — часто сопровождается физическими симптомами, поэтому справиться с ней поможет физическая активность. Необходимо переключить задействованные при тревоге участки мозга: сделать уборку, выйти на пробежку, даже занятие рукоделием поможет прервать тревожный цикл. Душ, ванна, массаж, приготовление еды — все, что задействует физические ощущения. Психогигиена тоже важна: проверяйте новости не каждые пять минут, и даже не каждый час, а два раза в день, утром и вечером. Получаса достаточно, чтобы узнать все самое важное.

В ситуативной, пиковой тревоге хорошо помогает дыхательная практика. Вдох должен быть на один счет короче, чем выдох: вдох на три счета, выдох на четыре. Человек не может думать две мысли сразу, и, когда вы будете считать, нормализуя дыхание, прочим мыслям не останется места в вашей голове. Также помните, что состояния острой тревоги длятся не больше 20-30 минут.

Задействуйте органы чувств. Зрение: найдите вокруг себя пять предметов красного цвета. Слух: услышьте рядом с собой (или внутри себя) четыре разных звука. Три тактильных ощущения: например, как одежда соприкасается с телом и какой мягкий подо мной диван (или твердый стул). Запах: почувствуйте два разных запаха. И один какой-нибудь вкус — съешьте что-то или представьте вкус чего-то. Эта техника также поможет справиться с сильной тревогой.

И главное: позвольте себе тревожиться. Не обвиняйте себя в слабости, не пытайтесь мгновенно успокоиться. Ваша тревога — естественное чувство, вы имеете на нее полное право. Тем не менее вы в значительной мере способны управлять своим состоянием. Скажите себе, что сделаете то, что реально от вас зависит. Тогда вы сможете помочь и себе, и своим детям.

Подготовила Анна Берсенева-Шанкевич

0
0
Сохранить
Поделиться: