РЕАЛЬНАЯ РОССИЯ. Шаг седьмой: РЕЛИГИЯ И ВЫБОРЫ

Продолжение. (Начало см. в № 1 (45), 2 (46), 3 (47), 4 (48), 5 (49), 6 (50). Окончание — в №№ 8 (52) за 2007 г.)



Еще недавно нашим политикам было несколько проще – следовало сулить избирателям блага земные и ценности материальные, и тем привлекать их голоса на выборах. Но неожиданно среди российского электората появилась внушительная социальная группа религиозных людей, с которыми, по всей видимости, надо разговаривать как-то иначе. А тут еще президент РФ несколько раз говорил о том, что духовные ценности для страны являются основополагающими. Политикам стало несколько сложнее. Если раньше избирателей дифференцировали по полу, возрасту, политическим взглядам, электоральной активности, то теперь надо еще учитывать и религиозный аспект.

Давайте и мы с вами рассмотрим три наиболее крупные группы избирателей – православных, мусульман и атеистов. И посмотрим, что это за электорат, чем эти группы схожи, а в чем различны.

При первом же взгляде на результаты исследований становится очевидным, что религиозные избиратели больше, чем атеисты, доверяют президенту РФ, а еще больше – региональному руководству, причем последняя тенденция особенно заметна у мусульман, в чьих сообществах к национальному руководителю традиционно относятся с определенным пиететом. К тому же верующие избиратели менее скептичны в отношении политических партий как таковых. Отсюда первый вывод: религиозные избиратели в большей степени доверяют власти, чем неверующие.

Далее. Электоральная активность у верующих выше, чем у атеистов, причем на всех уровнях – федеральном (до 12%), региональном (до 8%) и местном (до 9%). К примеру, в 2004 году 82% православных избирателей участвовали в выборах президента, что значительно выше, чем средний показатель по стране в целом. При этом следует учесть, что средний возраст православных сегодня около 48 лет, иными словами – это не пожилые люди, которые в России традиционно проявляют высокую активность на выборах. Отсюда второй вывод: религиозные избиратели являются активным электоратом; вероятность их появления на избирательных участках очевидно высока.

Что касается политических предпочтений, то на прошлых парламентских выборах верующие избиратели в большей степени, нежели атеисты, отдавали голоса «Единой России». Это логично, поскольку, как мы уже говорили, у верующих людей выше уровень доверия к власти, особенно к президенту, с именем которого тогда ассоциировали единороссов. Учитывая, что сегодня не менее 17% – 20% взрослого населения страны являются активными или умеренными православными верующими и не менее 8% – 10% – мусульманами, получаемый в совокупности объем религиозной электоральной группы в 25% – 30% (от общего количества избирателей) выглядит внушительно. Отсюда третий вывод: голоса этой группы окажут существенное влияние на результаты выборов, и это необходимо учитывать политическим партиям в своих предвыборных стратегиях.

К тому же около четверти и православных и мусульман считают, что сегодня необходима новая партия, которая учитывала бы их интересы. Причем, хотя среди этих избирателей традиционно много людей с социал-консервативным мировоззрением, около трети верующих заявляют о либерально-консервативной позиции: они выступают за гарантии частной собственности и предпринимательства, за поощрение рыночной инициативы, за гарантии свобод личности и расширение границ гражданского общества при сохранении сильного государства. Таким образом, религиозные избиратели являются не только наиболее активной электоральной группой, но еще и выражают новые тенденции в политическом мировоззрении, т. е. формируют тот политический спрос, на который в нашей политике еще не нашлось достойного предложения.
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.