РЕАЛЬНАЯ РОССИЯ. Шаг четвертый: ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

Продолжение. (Начало см. в № 1 (45), 2 (46), 3 (47). Продолжение — в №№  5 (49), 6 (50), 7 (51), 8 (52) за 2007 г.)

 

В одной из предыдущих публикаций (см. “Фома” №2, 2006) мы уже писали о том, что православные российские граждане вполне лояльно относятся к рыночной экономике. Больше половины из них согласны с тем, что переход к рынку в стране был необходим (так же считает и население страны в целом). Отношение к мелким и средним предпринимателям также положительное – 78% православных относятся к ним хорошо, а почти 40% считают, что в месте их проживания созданы неплохие условия для занятия бизнесом.

В окружении трети православных есть друзья с успешным опытом предпринимательства, а около 30% самих православных хотели бы иметь свой бизнес.

Что же этому мешает? В первую очередь – отсутствие первоначального капитала и доступных кредитов, отсутствие необходимых знаний, чиновничий бюрократизм. Зато 60% православных хотели бы, чтобы их дети имели собственный бизнес. Но при этом следует сказать, что и среди самих православных есть предприниматели. Их около 5%, т. е. примерно столько же, сколько в среднем по стране среди взрослого населения. Кто же эти люди?

С равной долей вероятности среди них можно встретить и мужчин и женщин, а также людей молодых, среднего возраста и пожилых. В большинстве это люди со средним специальным образованием, треть этой группы имеет к тому же второе специальное образование, а еще 22% учатся в настоящий момент. Более половины православных предпринимателей могут обеспечить своим детям платное образование – среди всего населения такую возможность имеют не более 20% граждан.

В основном православные предприниматели заняты торговлей, хотя их можно встретить и среди занятых в других отраслях. Преимущественно они представляют малый бизнес – с количеством работников на предприятии менее ста человек (чаще всего – менее десяти).

Вместе с тем, более 70% из них считают себя принадлежащими к среднему классу (среди населения в целом таковых гораздо меньше – около 50%). Православные предприниматели обнаруживают явный социальный оптимизм, позитивно оценивая и свои личные дела, и развитие государства в целом. Но при этом дружно отмечают негативную роль чиновников в развитии частного предпринимательства.

Характерно, что православных предпринимателей можно встретить не только в мегаполисах, но и в малых городах, и на селе, где проживает почти четверть от всей группы православных бизнесменов.

Таким образом, православные вписались в развивающийся рынок предпринимательства естественно и органично, всеми социально-демографическими группами. Они не стали пока крупными капиталистами, и тем более – олигархами, но довольно успешно осваивают нишу малого предпринимательства. С оптимизмом смотрят в будущее, сетуют, как и все прочие, на преграды в развитии бизнеса и распространяют свою деятельность по всему российскому пространству – как городскому, так и сельскому. Своим общим социальным портретом они практически не отличаются от образа среднего российского предпринимателя, т. е. являют собой усердных тружеников и никак не похожи на акул капитализма.

 

 

 

 

На заставке фрагмент фото с pstgu.ru

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.