Разрыв в «цепочке греха»

В духовной жизни есть явление, которое в православной аскетической традиции получило название «цепочка греха». Прелюбодеяние рождает лицемерие и ложь, ложь влечет за собой убийство… Один грех тянет за собой другой, и они связаны между собой, как звенья одной цепи. Совершение греха ставит человека в ситуацию, когда самым «простым» и легким выходом кажется другой, иногда намного более тяжелый грех. И положить предел наматыванию этой цепи способно только покаяние.

Причем, в покаянии важно различать сознательно психологический, таинственный и деятельный аспекты. Прежде всего, покаяние — это, как следует из значения греческого слова «метанойя», «перемена ума», или, выражаясь современным языком, перемена образа мыслей, отказ от греховного мировоззрения. Не случайно свое общественное служение Господь Иисус Христос начал именно с проповеди покаяния: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие» (Мф. 4:17; Мк. 1:15). Покаяние — это прежде всего сожаление о совершенном греховном поступке и твердое решение никогда его более не повторять. Сожаление о грехе часто имеет психологически-эмоциональное выражение — это и плач, и сокрушение сердца. У Давида это проявилось еще и в том, что он строго постился и лежал на голой земле.

Следующая ступень после такого психологически-эмоционального покаяния — таинственное прощение Богом грехов, в которых раскаялся грешник. Свое завершение оно получает в Таинстве исповеди, когда Бог через священника «отпускает», «разрешает» те грехи, в которых покаялся верующий. Однако формальная исповедь не принесет пользы в борьбе со страстями, если этому не предшествовало глубокое личностное покаяние и сокрушение о содеянном.

Покаяние действительно способно разорвать «цепочку греха», вывести человека из круговорота страстей и пороков. Но сила и величие покаяния еще и в том, что оно выковывает первое звено в «цепочке добродетелей». Это — третья, деятельная сторона покаяния, которую многие, увы, упускают из виду. Но без нее покаяние неполно, а грех — не излечен. Этот аспект покаяния заключается в том, что покаявшийся стремится на практике совершать дела, противоположные прежним грехам. Тот, кто гневался и злословил — старается жить со всеми в мире, терпеливо перенося обиды. Тот, кто был скуп и жаден — подает милостыню и помогает ближним. Унывавший и печалившийся — учится духовно радоваться, видеть во всем промысел Божий и благодарить Бога за все. Обжора и чревоугодник — старается обрести меру в еде и постигнуть смысл поста. Прежний сквернословник учит молитвы, чтобы прославлять Бога, вместо того, чтобы хулить ближнего.

Только так, зародившись в уме через осознание совершенного греха, утвердившись в сердце через плач и сокрушение, покаяние исцеляет страсти и пороки через непрестанное делание добрых дел.

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (3 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.