Радость движения

Пионерская организация как форма постоянной работы с детьми ушла в прошлое вместе с Советским Союзом, но о ней, как и об СССР, часто вспоминают с ностальгией. Ведь была в пионерии не только идеология, но и каждодневная работа с детьми, и дружба, и романтика.

Мало кто знает, что пионерская организация возникла в свое время не на пустом месте: основные методы ее работы были взяты у скаутов — движения, активно развивавшегося в царской России в начале ХХ века при поддержке русских кадровых военных. И сегодня скаутские организации возрождаются на новом этапе, но на «старых» принципах: служении Богу, Отечеству и ближним.

О «скаутском методе» нам рассказал заместитель председателя Братства православных следопытов иеромонах ДИМИТРИЙ (Першин).

В наши дни священники и миряне, занимающиеся детьми, — это в основном люди без педагогического образования. Разумеется, к этому можно было бы отнестись скептически, но ведь в конечном итоге они по мере сил стараются избавить духовенство от одной из самых горьких треб — от отпевания тех наших детей, которых скашивают пьянство, наркомания, криминальные разборки, СПИД, суициды и тому подобные вещи. Я — тоже дилетант. В 1995 году я был направлен на практику от Российского Православного университета святого Иоанна Богослова в следопытский лагерь в Крыму катехизатором, а теперь являюсь заместителем председателя Братства православных следопытов.

Братство — это совместная работа и общение в течение всего года: клубные занятия, курсовая подготовка, паломничества и краеведческие экспедиции. Важное место в деятельности Братства занимают походы и лагеря. Основная единица в лагере православных следопытов — отряд, который состоит из двух-пяти патрулей следопытов и из кандидатов в возрасте 11–18 лет. Патруль состоит из 6–8 человек и является главной ячейкой жизни следопытов. Каждый патруль — это группа единомышленников (друзей и хороших товарищей) со своим вожаком. Скаутский метод заключается в первую очередь в обучении через действие: ребенку проще всего запомнить то, что он делает руками. В остальном «все, что не против нас, — за нас». Этот принцип приложим ко всем явлениям жизни, которые напрямую не затрагивают Евангельское благовестие, но так или иначе касаются человеческой души. Я приведу лишь несколько примеров, как православный взгляд может привносить новое в привычные ситуации и даже обращать минусы в плюсы, помогая детям расти добрыми, справедливыми, великодушными, расти с верой в Бога.

Спорт — удовольствие от игры

Первый пример — спорт. Некоторые сомневаются в том, насколько он соотносится с христианством. Мы исходим из убеждения, что спорт восполняет то, что утратила городская цивилизация, — радость движения, владения телом. В лагерях БПС спорта много, но у него меняется мотивация: от состязательности и желания победить любой ценой мы стараемся перейти к тому, чтобы ребенок научился получать удовольствие от самой игры.

Вот ребята играют в волейбол. Обычная ситуация: мяч попадает в линию, каждая сторона пытается убедить судью в том, что ей выгодно. Неважно, что было на самом деле, главное — перекричать противника. Поэтому на поле и должен быть наставник. Его задача в том, чтобы изменить мотивацию игроков. Не стоит читать мораль, можно просто сказать: «Пусть будут правы наши противники, ведь мы же не корову проигрываем! И даже если правы мы, давайте уступим, а там посмотрим, кто сильнее». Справедливость и сила духа вызывают уважение у подростков, а в данном случае они служат и христианскому воспитанию.

В Рождественском лагере 2003 года самой большой радостью для нас стало то, что во время следопытского ралли патруль мальчиков из подмосковного Егорьевска уступил очередь девочкам из Саранска. Был сильный мороз, и на альпинистской переправе, переброшенной через овраг, образовался затор: мы не успевали закреплять карабины на тросах. В этой ситуации егорьевские следопыты сами, без подсказок пропустили вперед более слабых, теряя при этом время и баллы. Когда подводили итоги эстафеты, именно этот эпизод был отмечен как главный результат всей общелагерной программы.

Учимся побеждать и быть побежденными

А вот игровое ноу-хау скаут-мастера Организации русских юных разведчиков (ОРЮР) Сергея Шишлянникова.

В скаутских лагерях проводятся ролевые игры на местности: подростки получают возможность превратиться на какое-то время в воинов, князей, земледельцев на Руси или в Византийской империи. Они ведут войны (проводят соревнования), строят укрепления и княжеские терема, обустраивают территорию. Победившее по результатам испытаний княжество (патруль) присоединяет побежденных противников, получает их территорию и символику, то есть происходит то, что неоднократно случалось в мировой истории. В идеале дальше они должны вместе продолжать свою великокняжескую жизнь, но на практике проигравший патруль вместо того, чтобы ощутить себя частью нового государственного образования, очень часто уходит в глухую оппозицию и продолжает вести партизанскую борьбу. Для того чтобы этого избежать, Сергей Шишлянников предложил красивое и очень христианское решение — братание. После одержанной победы победители братаются с побежденными — каждый с каждым, обнявшись и трижды по русскому обычаю облобызавшись, — и проигравший князь становится меньшим братом князя-победителя. Обиды остаются в прошлом, и новое княжество, раскинувшееся на соединившихся землях, сохраняет свою боеспособность, управляемость и настроенность на игру. С одной стороны, это учит достойно проигрывать, а с другой — благородно выигрывать: видеть ситуацию глазами другого человека, думать о том, что у него на душе, понимать его состояние и стремиться помочь ему с честью выйти из трудного положения.

Половое воспитание — верните детям малышей

Православное мировоззрение в сочетании со скаутским принципом обучения через действие позволяет решать самые, казалось бы, сложные проблемы воспитания в детях правильной мировоззренческой позиции. Упомяну еще об одном вопросе, вокруг которого ведется много споров. Уже не первое десятилетие перед российской педагогикой остро стоит проблема полового воспитания. Советский курс этики и психологии семейной жизни не давал духовной основы и не отвечал на ряд вопросов. А за введение программ так называемого сексуального просвещения, которыми пичкают учеников в некоторых школах, «просветителей» вообще следует привлекать к суду.

Очень красивое решение предложил руководитель отряда БПС Владимирской епархии, председатель епархиального отдела по делам молодежи протоиерей Андрей Панин.

В одном из зимних лагерей он ставил спектакль о Рождестве, в котором использовали куклу-младенца. И после спектакля батюшка, сам отец четверых детей, предложил научить следопытов тому, как правильно младенца пеленать, кормить, как петь колыбельные песни. И надо было видеть, как сто двадцать детей разного возраста и пола из восьми регионов России и СНГ слушали, записывали, а затем сами выходили к столу и пеленали «ребеночка».

Полагаю, что отец Андрей нашел замечательную методику, закладывающую правильную мотивацию семейной жизни: брак — это семья, это рождение и воспитание детей. Когда появляется такая цель, то проще решать весь спектр вопросов, касающихся полового воспитания. Например, становится очевидно, что если ты хочешь подарить себя любимому человеку, а затем и детям, то надо себя до брака поберечь и сохранить, чтобы дарить не руины и обломки, за которые будет стыдно, но то, за что можно будет потом всю жизнь благодарить Творца.

«Патрульные полчаса»: понять, простить, поддержать

У подростков жизнь протекает куда более интенсивно, чем у взрослых; она почти буквально бьет ключом. Каждый день в лагере — это драма со своим закрученным сюжетом, с кульминациями и развязками, с обидами и недомолвками, удачами и ошибками, ссорами, спорами и радостями. К концу дня набирается куча проблем, которые желательно разрешить. Как раз для этого существуют «патрульные полчаса».

Вечером, после костра, патрулям дается время для того, чтобы подвести итоги дня. Следопыты устраиваются поудобнее и размышляют вслух по очереди, начиная от младшего по возрасту и званию. Обсуждают, что было неудачно и что хорошо в течение дня, кто с кем и как строил отношения, что получилось и что нет, кто чувствует себя обиженным, у кого и за что надлежит попросить прощения, какие недочеты были в программе дня, что следует исправить и учесть на завтра и в дальнейшем.

Патрульный, который высказывается последним, помогает следопытам помладше уладить их личные отношения (если в этом есть необходимость). В своем завершающем слове он комментирует поступки ребят и взрослых, проблемы, в которых разбирается, и, самое главное, записывает те вопросы, которые задаст взрослым на совете патрульных. Совет патрульных проходит после патрульного обсуждения.

Литургия — смысловой фокус

Следопытские лагерные программы осуществляются с 1991 года. Методом проб и ошибок определились общие подходы к организации жизни детей. Скаутинг зиждется на идее служения — Богу, Отечеству и ближним, что предполагает и постоянную работу над собой. Тем самым задается система нравственных координат, выстраивается ценностная иерархия. В небольших группах ребята учится взаимодействию. Много детей приходит из однодетных семей, и в походах они учатся общаться и находить компромиссы. Походная жизнь предполагает обучение различным навыкам: устройству лесных и снежных убежищ, разведению костров, вязанию узлов, сплаву по рекам , выпечке хлеба, приготовлению пищи, причем обучение ведется на основе практического опыта. Наконец, программы катехизации рассчитаны на походные условия, и эти программы — не только разговор о содержании нашей веры (например, через обращение к иконописи), но и беседы у костра на темы, волнующие подростков. Цель всех этих занятий и бесед — подготовка к исповеди и к Литургии, — смысловому фокусу всей лагерной программы.

Хотелось бы, чтобы нашим детям хотелось жить. Для начала — просто жить, а в перспективе — жить по-человечески, будучи согретыми верой. Жить так, чтобы можно было сказать о себе словами Константина Кинчева: «Я иду по своей земле к Небу, которым живу». Все задания, которые даются следопытам, подводят их к тому, чтобы, раскрывая свои способности, не переступать заповедь любви. Чтобы внутреннее богопредстояние вошло в плоть их жизни. Чтобы в итоге участие лагеря в Литургии приносило свои плоды. Чтобы, по дерзновенному слову святителя Льва Великого, «наше причастие Телу и Крови Христовым превращало нас в то, что мы получаем».

у костра

Следопытский костер в трудовом лагере у стен монастыря. Такие вечерние посиделки всеми любимы и очень душевны.

байдарочный поход

Здорово погонять на надувных лодках после трудовых послушаний в монастыре! А кроме этого — футбол, волейбол, байдарки, походы, ночные костры и просто купание.

на молитве

Престол и жертвенник для литургии ребята сложили своими руками, просфоры выпекались в походной кухне, свечи тоже были отлиты на кострах. Следопыты сами алтарничали, пели и читали на клиросе.

Из веревок и бревен при желании можно соорудить все необходимое. Вязание так называемых патентов — важная часть следопытской походной жизни.

линейка

Парад в день памяти святого Георгия Победоносца — большое торжество, в котором участвуют все спортивные, патриотические и скаутские организации страны. На фото — торжественное построение на Крутицком Патриаршем подворье. Фото из архива БПС

 

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.