ПЯТЬ ВОПРОСОВ РЕДАКТОРУ — апрель

Отвечает первый заместитель главного редактора журнала «Фома» Владимир Гурболиков

1. Что стало (кто стал) для Вас на этот раз «открытием номера»?

Думаю, можно считать открытием тему «Вера космонавтов». Конечно же, нам сегодня очевидно, что среди космонавтов , в том числе и космонавтов космонавтов советского времени, были и есть люди верующие. Но достоверной информации всё же очень мало.И в апрельской теме номера мы постарались подробно поговорить об этом.

Естественно, мы не могли не побеседовать с игуменом Иовом (Талацем), который является духовником многих нынешних космонавтов. Безусловно, было важно поговорить с мэром Звездного городка Николаем Рыбкиным, который сообщает о том, как крестились многие из тех, кто летал в космос в 60-е гг. Конечно же, нельзя было обойти стороной имя академика Бориса Раушенбаха и его исследования в области иконописи (а именно — обратной перспективы), которые он затем применил в работе над космической оптикой.

Но кроме того, есть и некоторый сюрприз в Теме. Уже не раз в различных интервью говорилось о том, что наш первый космонавт Юрий Гагарин не был равнодушен к проблеме разрушения православных храмов. Однако в большинстве случае это были слова третьих лиц. Мы даем возможность читателям ознакомиться с первоисточником — протоколом выступления Юрия Гагарина на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ о работе Белорусской республиканской и Ивановской областной комсомольских организаций по воспитанию молодежи на революционных, боевых, трудовых традициях советского народа, вечернее заседание 27 декабря 1965 года, где он говорит в том числе о разрушении Храма Христа Спасителя.

Мы не стали ограничиваться маленькой цитатой с именно этим фрагментом его речи и публикуем практически весь текст выступления, который неожиданно актуален для нашего времени в части, посвященной отношению к ветеранам Великой отечественной войны. Однако мы не стали вырезать и последний абзац этого выступления, выдержанный абсолютно в духе своего времени, не желая создавать некий ложный образ «православного» Гагарина.

В целом и Тема, и примыкающий к ней фотоочерк и беседа с нынешним командиром отряда космонавтов Юрием Лончаковым — всё это может стать для читателя открытием.

2. Какой материал, на ваш взгляд, — самый актуальный?

Я думаю, что для православного журнала, который выходит накануне Пасхи, ничего не может быть важнее, чем вопросы веры. На этот раз мы предлагаем сразу две апологетические статьи: одна на тему реальности рая и ада, принадлежит перу Сергея Худиева. Во второй Александр Ткаченко пишет о том, что такое хула на Святого Духа и может ли этот грех быть прощен. На мой взгляд, для людей, которые пытаются разобраться в Православии, — это чрезвычайно актуальные и важные темы.

3. Какую проблему на страницах этого номера решить НЕ удалось?

В номере отсутствует один материал, который был нам очень дорог. Случилось это всецело по нашей вине. Как правило, в ходе подготовки очередного номера «Фомы» каждый текст проходит строгую цепочку согласований. Если статья апологетическая, то мы подаем ее на рецензирование специалистам. Если речь идет о епархиальной жизни, то работаем с пресс-службами епархий и епархиальными архиереями. Плюс конечно же всегда стараемся не обойти и героя материала. Фактически для нас это канон, который выработан в результате работами над многими нашими ошибками.

И на этот раз мы собственный канон нарушили. За что поплатились, лишившись интересного материала. О чем эта публикация и кто ее автор, не хочу говорить сознательно, дабы никого не обижать и не расстраивать.

4. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя?

Лично для меня всякий раз очень дороги «Письма». И на этот раз из подборки писем об исповеди сразу две истории показались мне особенно интересными: это покаяние человека, который считал себя атеистом, и рассказ священника, исповедовавшего человека, идущего на самоубийство. Пересказывать их нет смысла: зайдите на сайт и прочитайте сами.

5. Чем этот номер принципиально отличается от всех предыдущих?

Впервые со времён начала издания журнала у нас появился большой материал, посвященный проблеме христианских семей, которые не имеют детей. Долгое время нас упрекали, что мы пишем о многодетности, об отношениях родителей с детьми. А между тем не секрет, что в нашей стране, увы, зачастую проще сделать аборт, чем выносить и родить одного, пусть даже и не очень здорового ребеночка.

И среди наших читателей множество людей, которые были бы рады стать родителями, но не могут ими стать. Которые задаются вопросом, не является ли бездетность каким-то наказанием для них… Мы получали немало откликов с упреками, что не обращаем внимания на переживания этих людей. И наконец посвятили теме бездетности серьезное количество полос.

Есть в этом номере еще один своеобразный дебют. Это рассказ «Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский», специально рассчитанный на совместное чтение детей и родителей. Эту детскую книгу мы написали по заказу тверской общественной организации «Православная молодежь». Дело в том, что именно в Твери будет построен храм в честь святителя. Первый в России. И, проведав о нашей литературной серии «Настя и Никита», Тверская епархия попросила нас просто и доступно написать для них о владыке Иоанне, причем так, чтобы эта история была интересна и для семей нецерковных. Думаю, для детишек от 5 до 12 лет, написанное будет вполне доступно и понятно. Впрочем, и взрослые откроют для себя много нового.

Попытка написать о святом или о святыне для неверующих, нецерковных семей, для детишек, которые воспитываются вне Церкви, — совершенно новое, экспериментальное поле, сродни фундаментальной науке. Тверская епархия дала нам возможность попробовать себя в этом деле, за что мы ей бесконечно благодарны. Очень бы хотелось надеяться, что следом за этой епархией появятся и другие. Те, кто поможет нам продолжить начатое.

gurbolikov ГУРБОЛИКОВ Владимир
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Первый заместитель главного редактора
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.