ПУЩАЕВ Юрий

Обозреватель журнала «Фома». Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Отдела философии Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН). 

Родился в 1970 году в городе Фрунзе (теперь Бишкек) Киргизской ССР. Окончил философский и филологический факультеты МГУ им. Ломоносова. Женат, трое детей.

О себе: «Мама работала заведующей детской билиотеки, где я пасся значительную часть времени своего беззаботного советского детства. Зато теперь имею на носу очки с большим минусом по диоптриям, в душе осень, и убежден, что знаменитая фраза Гераклита на самом деле звучала так: «Многознание уму не научает, а зрение портит».

В «Фоме» с 2011 года.

Публикации автора (220)

21 января 2017

Бог: Творец и главный Поэт

Существование всех вещей этого мира таинственно и в глубочайшем смысле ничем не обусловлено.


15 января 2017

Рай: красивое и здоровое место

Сад – это образ красивого и здорового места, где человек ближе всего к природе. В то же время текущие мимо ручьи утоляют его жажду, а растущие в саду деревья дают человеку пищу и способны своими ветвями укрыть его от зноя и непогоды. То есть, сад может служить человеку огромным и прекрасным домом, когда весь мир ему свой, родной.


25 декабря 2016

Никого и ничего не судите и не критикуйте?

А как же грех, заведомо нехорошие поступки? Как вообще быть с различением («критикой») между добром и злом? Иными словами – призывает ли заповедь «не судите» к всепрощению?


19 декабря 2016

Покой: внутреннее молчание

Интересно, что древнегреческое слово покой – ἡ ἡσυχία (hesyhia) – одновременно переводится на русский язык и как «молчание», «тишина». Это гнездо значений подсказывает необходимое условие, без которого невозможно достичь покоя – внутреннее молчание.


5 декабря 2016

Храм, по которому можно изучать историю

Пассажиры на станциях московского метро «Кропоткинская» или «Охотный Ряд» наверняка очень удивятся, если им скажут, каким мрамором выложены вестибюли этих станций. Дело в том, что это мрамор храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году.


4 декабря 2016

Аскеза: упражнения в приближении к Богу

Когда оппоненты монашества говорят, что аскеза – это умерщвление человека, то с точки зрения христианской аскетики они правы в своих суждениях с точностью до наоборот.


18 ноября 2016

5 вопросов о революции и патриархе

Известно, что к патриарху обращались представители кадетов с просьбой благословить «белых», но он отказался, не считая возможным занять одну сторону в гражданской распре.


13 ноября 2016

Труд: страдание или радость

В чем разница между классическим античным и библейским пониманием труда? На наш взгляд оно в том, что, в Библии не сам труд как таковой является тяжким, а таким его сделало грехопадение и изгнание из Рая


7 ноября 2016

Революция, ты научила нас…

…проходя мимо Иверской часовни, уже никто не крестился, как это делали раньше. И автор знаменитой книги «10 дней, которые потрясли мир» в конце главы про первые революционные похороны на Красной площади подводит итог своим наблюдениям: «И вдруг я понял, что набожному русскому народу уже не нужны больше священники, которые помогали бы ему вымаливать царство небесное. Этот народ строил на земле такое светлое царство, какого не найдёшь ни на каком небе, такое царство, за которое умереть — счастье…»


6 ноября 2016

Тело: гробница души или человек?

Довольно расхожим представлением о христианстве является идея, будто в нем всё исполнено сурового аскетизма, отрицает радость жизни, и, в частности, что христианство вообще считает тело источником греха и зла.